16 сентября отмечает 150-летний юбилей Северная железная дорога.
Северная железная дорога из центра России ведет на север через Ярославль и Вологду, а в Коноше делится на два направления – до Архангельска и Котласа. От Котласа магистраль уходит через всю Республику Коми за Северный полярный круг.
А в тех местах совсем скоро начнется реализация нового проекта, «Транссиба XXI века», строительство Северного широтного хода (СШХ), одним из значимых преимуществ которого является прямой выход России к Ледовитому океану.
Общепризнано, что Северный широтный ход и Северный морской путь прекрасно дополнят друг друга. Реализация проекта строительства новой железной дороги сможет "вытащить" с континентальной части России те грузы, которые тяготеют к северным направлениям, и направить их в другие арктические порты.
Таким образом, объём работы на территории, которую обслуживает СЖД (площадью более 1 млн. квадратных километров с населением более 6 млн. человек) значительно увеличится. СЖД проходит по Ярославской, Ивановской, Костромской, Вологодской и Архангельской областям, Республике Коми, части Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Владимирской и Тверской областям.
Датой основания дороги считается 16 сентября 1868 года – день открытия движения по Шуйско-Ивановской железной дороге, линии которой входят сегодня в состав СЖД. В 1930-40 гг. стальную магистраль довели до Заполярья и вечной мерзлоты. Сегодня до многих городов и поселков России можно добраться только по Северной железной дороге.
Благодаря пресс-туру, организованному к юбилею СЖД, мне удалось проехать по приполярной ветке железной дороги в период белых ночей, когда день мало отличается от ночи. За окном мелькали очень красивые станции.
Вокзалы выглядят как дворцы. Они украшают облик северных городов. Архитектурно безупречны. Изящны. И даже торжественны.
Всем своим обликом они приглашают войти внутрь. На станции Лабытнанги нас встречал директор вокзала Георгий Прохода. Он не без гордости провёл экскурсию по зданию, рассчитанному на 200 мест. Особенно мы восхитились зимним садом. Притом, что в этих краях снег порой лежит по 10 месяцев в году, пассажиру будет приятно посидеть в ожидании поезда под вечнозелеными растениями.
Мы «обследовали» довольно сложный, хоть и не слишком длинный участок железной дороги. В Лабытнанги и Салехарде подробности и технические объяснения о будущем СШХ нам давал сам заместитель главного инженера Северной железной дороги Игорь Владимирович Пантюшин, а на станции Елецкая - начальник Елецкой дистанции пути Владимир Иванович Соколов.
«Зимой у нас очень сильные заносы, а весной два паводка, сначала тают грунтовые воды, потом идут потоки с гор. Массы воды спускаются к железнодорожному полотну, поэтому проводим «оканавливание» с помощью челябинских тракторов 330», - вводит нас в курс дела Игорь Пантюшин. Есть специальный техпоезд, который называют "хозяйка".
Когда землю накрывает пасмурность, то состояние природы напоминает предрассветные часы, а меж тем в полдень выглядывает солнце. Кругом искрится июньский снег. И сразу понимаешь, насколько трудно работать среди этой природной красоты железнодорожникам.
Двухметровые снегозаградительные сооружения вписываются в пейзаж. Лето наступит не раньше, чем через месяц. Тундра зацветёт, дав человеческому организму мгновения для передышки между периодами физического напряжения.
А на железной дороге передышек не бывает. Пропускная способность участка Чум-Лабытнанги (всего-то 17 километров!) три миллиона тонн, после строительства Северного широтного хода объем перевозок вырастет в пять раз.
На Ямале добывается 80% от общего объема всего российского природного газа и 13% от всех извлекаемых запасов нефти. Северный широтный ход позволит разрабатывать месторождения, которые ранее не представляли интереса для инвесторов из-за отсутствия транспортной инфраструктуры.
И уже сейчас руководство СЖД рассчитывает на Северный широтный ход и проектирует новые разъезды, вокзалы, дома и общежития для работников станций. На станции Елецкой улучшается инфраструктура и техническое состояние путей. Для работников построено общежитие на 60 мест, для локомотивных бригад – дом отдыха на 30 мест, для его отопления построена инновационная котельная.
В силу природных факторов, из-за нестабильности вечной мерзлоты, железнодорожное полотно может проседать. Поэтому на некоторых участках линии Чум -Лабытнанги в земле вдоль рельсов установлены термосифоны с хладагентом, который охлаждает грунт в теплый период года и поддерживает минусовую температуру, не давая таким образом размерзаться.
На участке Чум – Лабытнанги пока всего один железнодорожный путь, поэтому здесь сохранилась уникальная электрожезловая система. Мы успели увидеть её в действии! Система интервального регулирования движения поездов - рудимент 1953 года, а разработка 20-х годов прошлого столетия.
В чём её смысл? У дежурного станции стоит аппарат, в который вставляются металлически жезлы. Машинисту прибывшего поезда выдают жезл, который сдаётся на следующей станции. Жезловые аппараты связаны электрической линией и работают по принципу «замка»: жезлы можно вытащить только в том случае, если в двух аппаратах в сумме их четное количество, и получено разрешение с соседней станции.
Жезлы пронумерованы, на них выгравированы названия станций, поэтому перепутать перегоны не получится! Оказывается, в наш век полнейшей автоматизации, жезловая система - самая надежная в организации движения на однопутных участках.
Еще один надежный друг железнодорожников – вездеход. На станции Елецкая мы не просто увидели этих мощных тружеников, но и прокатились на них в тундру, увидев не только девственную природу, но и неприятные следы рук человеческих. Генеральная уборка в тундре предстоит грандиозная – много брошенного строительного мусора и стальных тросов (один из них мы случайно зацепили и долго не могли вырваться!).
На станции в условиях почти изоляции постоянно живут 150 человек. Какая связь может быть с внешним миром, если поезд уже ушел по расписанию, а нежданно заболевшего, например, надо срочно доставить в больницу? На помощь приходят вездеходы, которые легко преодолевают и снег, и воду, и болото. А сколько мы увидели «заячьих следов»! Оказывается, за один день охоты можно настрелять до пятнадцати зайцев!
Дичи в этих непуганых краях с избытком. Подтверждением этому служит выставка чучел в кабинетах управления станции.
Важный момент – питание в пути. Многим пассажирам знакомо понятие «вагон-ресторан». И СЖД высоко держит марку! Как постоянная путешественница могу подтвердить, что горячее питание в поездах организовано нормально.
Фирменную солянку все мы помним ещё с малолетства. Я, например, впервые маслины попробовала именно в поездной соляночке. И удивлялась янтарному кусочку лимона в тарелке, пока мама с папой не объяснили, что это за супчик. Вот такое у меня воспоминание из далёкого детства.
С пресс-туром мы путешествовали «прицепкой» к поездам № 210 «Москва – Лабытнанги» и № 41 «Воркута – Москва», где подают солянку на обед! И,
кстати, душ принять можно (всего 150 рублей).
Пассажиру чаще всего не виден весь объём работы, связанный с организацией безопасных перевозок. На каждой станции остановки в пути идет проверка состава, в которой участвуют не «одни глаза», а целый консилиум специалистов своего дела.
Вагоны, не прошедшие проверку, отправляются на ремонт или на модернизацию. Путешествовать после значительных улучшений экипировки становится еще комфортней. А мы меж тем, от Полярного круга, вечной мерзлоты и нерастаявших снегов вернулись обратно в Котлас.
Северная железная дорога продолжает работы на усиление инфраструктуры и модернизацию ряда объектов от Коноши до Чума, а также уникальной линии Чум-Лабытнанги.
Наша редакция от всей души поздравляет сотрудников СЖД с юбилеем и желает им всего самого наилучшего при воплощении грандиозных планов!
Ольга Голубцова
Фото автора
PS. Фоторепортаж подготовлен в рамках подготовки к 150-летию Северной железной дороги. Читайте другие публикации по этой теме:
Версия для печати