Путешествие в Салехард, единственный город в мире, расположенный на Полярном круге. Здесь была самая северная застава России конца 16 века.
Отправившись из Архангельска железной дорогой, я проехала по просторам страны более пяти тысяч километров, присоединившись к поезду «Москва-Лабытнанги» в Котласе. А для многих других пассажиров захватывающая поездка начинается на Ярославском вокзале. Можно, конечно, лететь самолетом прямо в Салехард, но таким простым решением вы лишите себя романтики и не будете под стук колес просыпаться, чтобы сфотографировать мощные поймы рек – Северной Двины, Печоры, Инты. Лето – пора белых ночей и тем прекраснее возможности длинного светового дня для дальнего путешествия.
От Котласа магистраль уходит через Республику Коми за Полярный круг, и своими глазами можно увидеть тяжелую работу железнодорожников в условиях Крайнего Севера и вечной мерзлоты. Вовсю идет активная подготовка к экономическому оживлению магистрали: планируемый Северный широтный ход объединит в Арктическую транспортную систему имеющиеся пути, построят 350 километров нового полотна, мосты через Обь и Надым, восемь новых разъездов, и всё это к 2023 году.
К месту уже спроектированного моста в Салехарде уже перебрасывается техника с Крымского, завершённого, едут специалисты. Где Крым, где Заполярье! Почувствовать грандиозные масштабы страны можно только в поезде, вечером на перроне задохнувшись от терпкого густого воздуха, напоенного сочными травами, а утром увидев за окном пробегающие мимо заснеженные горы.
Строгий Полярный Урал встречал, хоть и солнечной погодой, но обильным снегом на вершинах и вдоль путей, а ведь уже конец июня. Но здесь – Крайний Север. По весне два паводка: сначала таянье снегов с гор, затем ледового покрова рек и тундры. Зимой сугробы достигают четырех метров в высоту. Представляете, какой высоты заносы?! Так и поезд застрять может?
Бывалые попутчики посмеиваются, нет же, вспоминают, как в детстве невозможно было добраться до школы, и им диктовали домашние задания… по радио! Мне показывают странные заборы в несколько рядов вдоль железной дороги: это снегозаградительные сооружения в виде щитов. А чтобы по весне «не поплыли» рельсы, толщину ледового панциря поддерживают специально установленные холодильные агрегаты под шпалами. Железные столбы (термосифоны) с радиатором на конце выводятся наружу, поддерживая грунт в мерзлом состоянии. На этом опасном участке установлено более 1300 таких «холодильников». Да, природа-мать тут молча кричит: «Моё, не отдам!», напоминая о том, кто гость, кто хозяин, но газовые факелы уже зажжены, завоевание земель в условиях вечной мерзлоты продолжается. И работа каждого специалиста связана здесь с особыми жёсткими условиями и инженерными проблемами.
Это в поезде комфортно (даже есть душ!). Можно думать, как собрать гербарий из скромных даров тундры. Можно замахнуться на камешки. Я действительно смогла собрать, не уральских самоцветов, конечно, но разных симпатичных образцов Приполярья. Теперь у меня в коллекции есть змеевик, горный хрусталик, агат и даже кусочек настоящего каменного угля.
Мелькают станции. Микунь, Княжпогост, Ухта, Харп (Северное Сияние), Ираель, Каджером, Сивая Маска, Чум, Собь... О чем вам говорят эти странные названия? Одни - отголоски СССР, напоминающие об угольных шахтах, другие - о коми и зырянских древних племенах, которые населяли эти суровые земли. То тут, то там сходят с поезда группы туристов с огромными рюкзаками и байдарками. Они отправляются в многодневные походы, не страшась холодного климата. Мы приближаемся к конечной остановке – Лабытнанги, что в переводе с языка ханты означает «семь лиственниц».
Лиственницы действительно высажены вокруг. Новый вокзал необычной конструкции сам по себе напоминает пролёт моста. Видимо строили его с мечтой о будущем края.
Внутри здания знакомлюсь с фотогалереей. Исторические снимки! Одноэтажный голубой домик-теремок, хоть и аккуратный и добротный с виду, но уже в прошлом.
Суперсовременный вокзал с зимним садом – главное украшение станции. Представляю, как в морозный зимний денек среди вечнозеленых пальм приятно ожидать своего поезда! А мы отправляемся к реке Обь, чтобы перебраться на другой берег и познакомиться со столицей Ямала Салехардом.
Летом действует паромная переправа, зимой – ледовая, зимник. В межсезонье «летают» суда на воздушной подушке. Моста ждут все. Его длина будет 2,5 километра. Новый амбициозный проект необходим для четкого обеспечения освоения природно-ресурсного потенциала Ямала.
Хорошо перебираться через Обь в тихую ясную погоду, а когда шторм или, не дай Бог, ураган, жизнь на реке останавливается. Нам повезло.
Издалека виден радостный, огромный мамонт Митя. Памятник установили в 2005 году просто потому, что «здесь когда-то жили мамонты». На Ямале частенько находят хорошо сохранившиеся в условиях вечной мерзлоты останки мамонтов с волосяным покровом. Мамонтенок Люба из Ямало-Ненецкого окружного музея «путешествует» по всему миру. Например, я с Любой «познакомилась» пару лет в Архангельске на выставке. А здесь встретилась с символом Салехарда Митей. У Мити бивни смотрятся как натуральные, а хобот опущен вниз, что, по мнению специалистов, означает спокойствие. Хладнокровие и сдержанность – качества, необходимые для жизни на Крайнем Севере.
Салехард с ненецкого переводится как селение на мысу. Но сейчас молодежь придумала и другое обозначение «Sale a Hard»(тяжелые продажи). Нелёгкая судьба.
Следуя дальше по хорошо асфальтированной дороге, встречаем свидетеля «Стройки №501». Паровоз на постаменте, труженик Трансполярной магистрали, участвовавший в строительстве железной дороги Чум-Лабытнанги-Салехард-Игарка. Печальная страница истории: до ста тысяч заключенных возводили «Мёртвую дорогу» (такое название она получила). По факту «дорога в никуда» была не достроена и заброшена. Но сколько людей погибло! Каторжный труд заключенных ГУЛАГа, живущих даже не в бараках, а в землянках, компенсировался более высокой нормой питания. Страшные воспоминания чудом выживших узников донесли до нас кричащую правду.
Вокруг скорбного мемориала растут робкие березки с лихо закрученными в спираль стволами. Жизнь продолжается.
Пешком приближаемся к следующему монументу. Вот она, та самая параллель на 66 градусах 33 минутах и 39 секундах северной широты! Салехард – единственный в мире город, расположенный прямо на Полярном круге. Прямо на нем и установлена стела в виде двух пирамид, между которыми находится металлический полукруг, символизирующий климатическую границу. Шаг, и ты уже в Заполярье.
Туристов гостеприимно встречают хозяева этой земли в национальных костюмах. Как не попробовать строганины из свежевыловленной вкуснейшей рыбы, приправленной солью с чёрным перцем?! Муксун считается лучшим «сувениром» из Салехарда.
Много новых названий рыбных деликатесов я узнала. Муксун и щекур, вяленая корюшка и ряпушка. А колбаса и чипсы из оленины? Вот бы попасть сюда на гастрономический фестиваль, День оленевода или Обдорская ярмарку!
Здешние края богаты не только рыбой и оленьими стадами, но и пушным зверьем. На гербе Салехарда изображена чёрная лисица. Охотничьи трофеи можно увидеть в ресторанах города. Хорошо, что в цивилизованном месте, а не на узкой лесной тропе!
Когда-то давно пришли на крутой берег казаки и основали Обдорскую крепость (название происходит от реки Обь и коми-слова «дор», берег). Обдорский острог, известный с 1595 года, стал самой северной в стране заставой. Недавно крепость восстановили. Новодел, конечно, но даёт прекрасное впечатление о прошлом - построен острог без единого гвоздя, по старинной технологии.
Красив и городской храм, свидетельствующий о духовном возрождении. Весь город - чистый и ухоженный.
Как же аккуратно поставлены красивые заборы, никакой коррозии, ржавчины и мусора. Выделяется вантовый мост «Факел» необычной конструкции. Кажется, что наклонённый пилон буквально падает в речку! И тут я пожалела, что в период белых ночей не увидеть подсветки, которой так гордятся салехардцы.
Многие здания города раскрашены в яркие цвета. Процветает уличный стрит-арт патриотического содержания.
Много оригинальных скульптур. Например, есть памятник комару. Как же не увековечить этого кровососа, изрядно попившего крови всем покорителям Севера! Спасибо, что нас не покусал!
Ямал считается наиболее перспективной частью Арктики: здесь добывается основная часть российского газа, работают крупные нефтяные компании.
Покидая «Ворота Ямала», очень жалела, что не осталось времени для знакомства с Воркутой. А ведь была совсем рядом. Поэтому советую будущим путешественникам спланировать поездку так, чтобы захватить этот легендарный город тоже. Сеть железных дорог будет развиваться и дальше, но масштабы нашей страны настолько велики, что дважды попасть в одно и то же русло маловероятно.
Ольга Голубцова
Фото автора
Версия для печати