Этой публикацией консультант «Модерн-Медиа» Ольга Голубцова начинает серию репортажей о своей поездке на Дальний Восток.
Изначально Транссиб именовался высокопарно - Великий Сибирский Путь, начало которому положено императорским указом в 1891 году. Движение поездов по нему началось 3 ноября 1901 года.
Если великий Чехов добирался до Сахалина 82 дня на перекладных, то сегодня, следуя завету Антона Павловича («каждый русский человек должен совершать в своей жизни путешествие на Дальний Восток»), проезжаем путь от Москвы до Владивостока за 143 часа 20 минут.
При этом мы пересекаем СЕМЬ часовых поясов и несколько климатических - от умеренного до резко-континентального. Ежедневно мы попадали в новое время, день уменьшался, так как поезд шел на Восток. Но повсеместно табло на перронах показывало только московское время!
Поезд «Россия» (Москва-Владивосток-Москва) - это самый длинный железнодорожный маршрут на планете, проходящий по территории одной страны. Он пересекает по суше почти всю Евразию. Проехаться по Трассибу за честь считают многие граждане мира.
С нами путешествовали французы, австралийцы, американцы. На станциях перрон превращался в бульвар для прогулок и знакомств. А неспешные беседы продолжались в купе за чаем.
Граненые стаканы в железных подстаканниках – это своего рода визитка РЖД.
Поезд скорый, но 50 остановок наберется: Владимир, Нижний Новгород, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Белогорск, Хабаровск…
Флаг Северодвинска мы разворачивали на основных станциях.
Транссиб проходит через 14 областей, 3 края, 1 автономную область и 1 автономный округ.
На 1778-м километре пути под крики «Ура!» мы пересекли условную границу Европы и Азии: здесь, вблизи города Первоуральск, на перевале Уральских гор установлен памятный знак.
Вместе с нашим поездом «Россия» мы проехали по красивым мостам через 16 крупнейших рек страны: Волгу, Вятку, Каму, Тобол, Иртыш, Обь, Томь, Енисей, Селенгу, Амур, Уссури…
Амур-батюшка, конечно, могуч. Его мы пересекли и на поезде, а чуть позже – на теплоходе.
В районе Новосибирска мы увидели Обское море, а на перроне - паровоз, «одетый» в стеклянный саркофаг, 3336 км пути.
Памятники-паровозы не редкость на Транссибе. Гуру, «последние из могикан», трудяги, они, всю жизнь пыхтевшие и тянувшие составы, выглядят прилично и ухоженно.
Мы поднимались и спускались через перевалы и тоннели, горы и равнины, мосты и виадуки. На высшей точке пути (1019 метров над уровнем моря) уши закладывает как в самолете! Это Яблоновый перевал.
Наш «телевизор» (окно вагона) постоянно менял пейзажи: мы видели степи, пятиметровые рослые березы, вечнозеленые деревья.
Иногда название станции соответствовало картинке: город Тайга, Кемеровская область, 3565 км от Москвы.
Ночью сверкает огнями Красноярск, 4098 км пути. Здесь Енисей делит Сибирь на Восточную и Западную. А начиная с отметки «5276 км», поезд идет вдоль самого глубокого в мире озера Байкал почти 200 километров.
Наши проводники побриты, накрахмалены и сияют белоснежными воротничками.
Наши попутчики приветливы, любознательны и по прыти напоминают забайкальских косуль: первыми выпрыгивают на перрон, в одной руке - видеокамера, в другой - фотоаппарат.
На полках у нас разложены толстенные книги, чаще всего путеводители. Ответ на любой вопрос мы находим в интернете.
На всем пути превосходно работает МТС (я путешествовала именно с этой компанией и осталась довольна).
Но вот и конечный пункт, берег бухты Золотой Рог, Японское море.
9288 километр. Владивостокский вокзал. Шесть дней в поезде? Так мало?! Совершенно не хочется расставаться, но нас ждут приморские памятники.
В первую очередь, это маяк на Токаревской кошке.
Затем – легендарная подводная лодка С56, участвовавшая в конвоях…
Водоворот ярких событий и встреч! Чудесное путешествие, оно наполнило нашу жизнь новыми впечатлениями, друзьями и мечтами!
Ольга Голубцова
Фото автора
Версия для печати