Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему….
М.Ю. Лермонтов,
из поэмы «Мцыри»
Из-за прозрачных кружевных облаков показалась розовато-зефирная голова Казбека. Вот они, сияющие пронзительно-нереальной белизной, острые вершины Большого Кавказа. Небо нереально-нежного цвета с оттенками сапфира и бирюзы. Все эти не рисованные картины, открывающиеся взору, настраивают на романтическую волну. Если вы приехали отдыхать на Кавказ, то нет никаких причин отказываться от сказочной поездки в Куртатинское ущелье, раскинувшееся в Северной Осетии.
Сверкающие перед нами на солнце недосягаемые снежные вершины – бывшие вулканы: Казбек (5033 м) и Джимарай (4780 м) завораживают. Казбек – это уже Грузия, а вот Джимарай – Северная Осетия. Грузины называют Казбек «Мкинвари», что в переводе означает «Блестящая» или «Сияющая», действительно напоминающая сахарную голову, гора, которую не имеет никакого смысла сравнивать с Эльбрусом – они такие разные и такие удивительно притягивающие!
Горные пейзажи всегда неповторимы. Здесь можно встретить как пикообразные вершины, так и гигантские каменные глыбы с откосами, а порой отвесными или даже нависающими склонами. Они встают мощным гребнем поперек пути. Иногда мы пробираемся по высокому карнизу вдоль крутого склона, оставляя сбоку зияющую пропасть, наводящую страх на путешественников.
В окне автобуса мелькают широкие долины с аккуратными деревушками, тихие озера, бурлит воспетый поэтами Терек. Эту древнюю землю когда-то заселяли племена скифов, сарматов и аланов. С приходом христианства покровителем Северной Осетии стал Святой Георгий. Его победное изображение можно встретить в специально оборудованных Святилищах у дороги. Тут же увидите и такой знакомый северянам оберег - дерево надежды: умывшись у источника, можно привязать к нему свой платок, чтобы расстаться навсегда со всеми бедами и несчастьями. У нас в урочище Куртяево многие паломники тоже так делают.
Что-то роднит названия – Куртатинское, Куртяевское…Вспомним про этимологию слова. «Куртина» с ударением на «И» происходит от французского curtine (в английском, кстати, тоже есть curtain), – это группа деревьев и кустарников одной породы в смешанном лесу или свободно стоящая группа деревьев. А в старину так обозначалась часть вала или крепостной ограды (стены), соединяющая бастионы. По одной из версий слово продвигалось вместе с римскими легионерами по просторам земли. Кстати, Куртушибинский хребет имеется в Юго-Западных Саянах. У нас на Севере, правда, легионеров не бывало, зато паломники через Куртяевское урочище шли в Соловки из самого Иерусалима.
В Куртатинском ущелье и за колыханием ветра слышится нечто родное: трепещет калина красная, среди ярких цветов притулился совсем свой, северный, одуванчик. То вдруг ненароком в каменном проеме неподалеку от древней Дзивгисской крепости, устроенной прямо в отвесной скале, появится маленький джигит в бурке, сын горца….
И сквозь музыку гор невзначай вспомнится малая родина. Здесь, у нас на Севере, у природы два пограничных состояния: ночь или день, белое или черное, тишина или громыхание гроз с завыванием ветра, мороз или жара (редко, но метко!), все сияет или все померкло. А вот сейчас, спустя череду ненастных дней и колючих метелей, в мартовском небе заиграло солнце, все засверкало и заискрилось. Кавказ же запомнился мне чаще светлым – будто много-много света разлито…
Желаю будущим путешественникам через призму нашего взгляда увидеть тоже нечто прекрасное и необычное, и желаю всем счастливых мгновений и радостных открытий.
Гряда Большого Кавказа (слева голова Казбека)
Гора Джимарай
Заснеженная тропа
Калина красная
Одуванчик
Юный джигит – сын горца
Святой Георгий над дорогой
Дерево надежды
Горный шиповник
Ольга Голубцова
Фото автора и Владислава Соколенко
Версия для печати