Островная жизнь несколько иная, чем у нас на материке. А жизнь в 165 километрах от Полярного круга в Белом море на Соловецких островах и вовсе отличается от континентальной. Здесь всё по-особому.
Удивительные встречи. Яркие дни. Светлая печаль. Радость бытия. Гармония и внутренний покой. Теплая атмосфера и доброжелательность располагают к дружескому общению, стирают регалии и звания. В мольбе, когда душа просит, шепчем: "Спаси меня хоть Соловецким монастырем...", - а это цитата из Пушкина.
Самый распространённый путь на Соловки сейчас из карельской Кеми на катере.
Всего 2, 5 часа и в морском утреннем тумане на палубе "Святителя Николая" и приближаемся к Соловецким островам.
Миражи? Волшебно? Сюр? Аутентичность… Мой визит на Соловки - 15-й, если не сбилась со счета, но каждый раз как впервые открываю для себя острова.
Еще на кемском причале встретился рыбак с отличным уловом трески и зубатки. Говорит, что рыба ушла, спряталась в глубинах моря, чувствуя непогоду. Штиль, но будет шторм, и МЧС уже прислало нам смс-предупреждение, а у местных свои приметы. Когда мы пришли записываться на экскурсию в «роддом белух», нас предупредили: белые киты уже увели детенышей в безопасное место, не увидим мы малышей сегодня. Но по пути в море туристам могут встретиться гренландский тюлень, морской заяц, нерпа или белуха, а может и морж! На Большом Соловецком острове дважды нам себя показали (с намеком, кто тут хозяева) лосиха с лосёнком на некрепких еще ножках. Лосей на островах более 20, они переплывают с суши по морю (55 километров, на минуточку!). Здесь нет ни волков, ни медведей, ни змей, зато черно-бурых лисиц можно однажды встретить.
Коровы бродят по Соловкам без правил, на морском берегу поедают ламинарию и дают полезное «навитаминенное» молоко.
Встретятся путникам и козы с острыми рогами. Но не надо их бояться. Весьма благосклонны к приезжим. Север суров. Солнце светит, но не греет. Промозглый ветер постоянно свистит у виска.
«Танцующие березки», растущие небольшими рощицами, грациозно гнутся. Дикие ландыши цветут в июле. Колоски тянутся к свету.
И осы кружат у медоносов по пути к историческому «Переговорному камню», где командир английской эскадры в ходе Турецкой войны в 1855 году получил категорический отказ от монастыря в снабжении провиантом. Никаких уступок врагу! Успехи обозначены основными вехами в исторической летописи монастыря. Мельница.
Морской наливной док с бассейном для захода судов.
Система каналов, соединяющих десятки озёр. А потом была и Соловецкая школа юнг. И еще был СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения). Память о нём повсюду. И в бывшем бараке, где разместился музей. И в воздухе, когда от услышанного трудно дышать, и на земле, пропитанной кровью узников…
Когда-то давно шла я по римской Аппиевой дороге, и меня поразили робкие маки на обочине. "Капельки крови гонимых первых христиан проступают", - объяснили друзья. На Соловках маки другие - сильные, огромные, лепестки упругие. Сопротивляются природе, ненастьям и ветрам. Капельки крови христианской как напоминание: мир хрупок, не вечен.
На Секирной горе, где был страшный штрафной изолятор, литургия в верхнем храме, куда чудом довелось нам попасть, ведь женщинам здесь не место. Нет, не могу сказать, ах как радостно душе после литургии, свершенной в Свято-Вознесенском скиту, впитавшем муки несчастных заключенных, но как, Господи, промыслительно, что молилась я тут и чувствовала, как тени страдальцев напирали и слева, и справа, вставали меж нас, пронзая болью.
И придется всем нам пройти через годы непрестанного моления, чтобы вновь увидеть Божий свет под куполом этого храма-маяка.
В рамках ежегодных Дней памяти жертв политических репрессий, которые Соловецкий музей-заповедник проводит с 1989 года, состоялась конференция, в которой приняли участие исследователи и родственники бывших заключенных. Я просто восхищена людьми, которые изучают свою родословную, свои корни и за свой счёт приезжают, чтобы рассказать о тяжелых испытаниях, выпавших на долю их предков.
Я тоже выступила на конференции с докладом о матери учёного-альголога Ксении Гемп, Надежде Михайловне Минейко, отбывавшей срок на Соловках. Отец Ианнуарий, ведущий эту историческую секцию, признался, что впервые у них звучит тема о лагере 1920-21 годов, предвестнике будущих массовых изуверств.
После докладов открылась выставка «Кресты как окна» художника-авангардиста, одного из видных представителей петербургского андеграунда Вячеслава Забелина, взявшего своим творческим псевдонимом домашнее имя ВИК.
Приветствовал вдову живописца Ольгу и его дочь Александру сам наместник Соловецкого монастыря, архимандрит Порфирий.
В экспозиции картины разных жанров, но везде - пространственная геометрия, воздух и сияние ангелов.
Тема страданий у ВИКа превращается в праздник и путь осмысления христианской веры. Из атмосферы духоты к Свету.
В скромном соловецком парке скорбные гранитные глыбы как строгие сторожа Памяти.
Здесь прошел традиционный митинг памяти с Минутой молчания и возложением цветов к камню-памятнику соловецких заключенных.
Глава местной администрации Евгений Тютюков (северодвинец, кстати, по рождению) выступил перед гостями Соловков и заверил, что ничто не сможет стереть горький след из истории архипелага. В его семье тоже были священники и невинно пострадавшие.
Память о светлых людях всегда останется светлой.
Историческая справка. Только в ходе проведения репрессивной операции в Советском Союзе в 1937-1938 гг., в Соловецкой тюрьме были расстреляны 1818 заключенных. Среди них выдающийся ученый, философ, и священник П.А. Флоренский, академик лингвист Н.Н. Дурново, видный адвокат А.В. Бобрищев-Пушкин, организатор Национального театра Украины Лесь Курбас, известнейший удмуртский поэт и просветитель Кузебай Герд, реставратор А.И. Анисимов, изобретатель Л.В. Курчевский,, цыганский король Г.П. Станеско, академик С.Л. Рудницкий, профессора П.П. Казаринов, Х.И. Гарбер, С.Ф. Васильев, Р.Н. Литвинов, грузинский князь Я. Андронников, православные епископы Алексий (Буй), Петр (Руднев), Дамиан (Воскресенский) и многие-многие другие….
Дела с преобразованием и «осовремениванием» островов идут медленно. Вездесущие местные говорят: «Песок для спортивной площадки привезли в мешках из Китая». Болтают, конечно. Своего песка много. Столько, что летом песок носится в дом россыпью, нужны специальные коврики у входа, без них не обойтись. Утрамбованный песок на дорогах. Здесь нет асфальта. Да он и не нужен. Грязи не видно. Урн немного. Как борются - неведомо, может, и не мусорят.
А вот бизнес растекся по островам в виде организации частных лодочных прогулок в малодоступные раньше места, в виде многочисленных велосипедных прокатов. Но нигде нет палок для скандинавской ходьбы, надо бы заполнить сей пробел! Они были бы весьма кстати для длительных прогулок по острову.
Зато полно сувенирных лавок, а когда-то, помню те времена, была лишь одна с немногочисленным ассортиментом. Со временем многие сообразительные люди с купеческой жилкой, побывавшие здесь однажды, прикупили землицы, домов, а кто - квартиру, организовали маленький бизнес, давший щедрые плоды. Современных коттеджей много. Кто хочет заработать, всходят как на дрожжах. И северяне учатся быть предприимчивыми: сдают квартиры туристам, а сами живут в баньках, сараях и гаражах. Летний сезон год кормит. Но нынче не выдался слишком урожайным, футбольный чемпионат отвлёк туристов и подвел островитян. Но никто не теряет надежды.
Соловки многогранны. Соловки живут верой. Соловки экспериментируют.
PS
Если вы соберетесь посетить острова, то предлагаю вам ознакомиться с отелем «Соловецкая слобода» (
http://visit-solovki.ru), на мой взгляд, это наиболее приемлемый вариант для путешественника (удобное расположение, бытовой комфорт, завтраки, wi-fi и сочетание цены-качества).
Ольга Голубцова
Фото автора
Версия для печати