В Москве завершил свою работу IV Железнодорожный съезд – крупнейший, проводимый каждые шесть лет, форум, определяющий важнейшие направления развития железнодорожного транспорта России.
Состоялось широкое обсуждение вклада железнодорожников в реализацию Транспортной стратегии Российской Федерации и ключевых стратегических инициатив с учетом мнений представителей отечественной промышленности и бизнеса, что позволило определить перспективы долгосрочного развития российского транспортного комплекса и основные точки роста железнодорожной и смежных отраслей, что в конечном итоге будет способствовать ускорению социально-экономического развития страны.
Открытие съезда было торжественным. Основной спикер утренней сессии - Белоусов Андрей Рэмович, Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. В работе съезда участвовали руководители федеральных органов власти и промышленных предприятий, транспортных компаний, профессиональных ассоциаций и научно-исследовательских организаций, а также профсоюзных, ветеранских и других общественных организаций и две тысячи железнодорожников со всей страны.
А самым важным, конечно, стало участие в этом форуме Президента России Владимира Владимировича Путина.
Отличный день в недрах РЖД
Госкорпорация «Российские железные дороги» организовала пресс-тур в столицу для сотрудников СМИ всей страны в очень важные даты, 13-15 декабря. Когда есть, чем поделиться, можно собрать 120 журналистов!
Режим жизнедеятельности для деятелей пера был такой: ранний подъем 5.30; ранний завтрак. 6.30; ранний выезд к месту дислокации 7.00. И все буквально разрывались от предоставленных возможностей: с одной стороны экраны с президентом, с другой - в живом режиме прямо рядом с нами - «белые воротнички» пассажирского комплекса РЖД. Ну, как не порасспрашивать топ-менеджеров?!
Пресс-конференцию последовательно вёл Колесников Иван Николаевич, заместитель генерального директора РЖД, он рассказал, что корпорация работает в 77 субъектах. Туристические поезда на пике развития - более миллиона туристов проехали по дорогам страны! Импортозамещение за два года состоялось! Отечественные компоненты внедрены в стандарты - готова целая линейка новых марок поездов.
Нас, северян, волновал вопрос из отдалённого будущего - предусмотрена ли долгосрочными планами компании РЖД электрификация совсем небольшого участка, 122 км Северной железной дороги, от станции Обозерская до портового города Архангельска в свете возобновления активной деятельности Северного морского пути?
В рамках съезда был получен ответ, подготовленный пресс-службой СЖД:
- Сегодня пропускные и провозные возможности железнодорожного участка Обозерская - Архангельск в полной мере обеспечивают весь объем грузовых и пассажирских перевозок. Поэтому электрификация данного участка на период до 2036 года не предусмотрена. Вместе с тем, в настоящее время проходит процедуру согласования проект Долгосрочного плана электрификации участков железных дорог сети ОАО «РЖД» до 2036 года и на перспективный период до 2050 года. В данном документе мероприятия по электрификации участка Обозерская – Архангельск отнесены к проектам с положительной операционной деятельностью. Данный проект может быть реализован, в перспективе, при условии софинансирования.
Очень много интересной информации прозвучало про реконструированные вокзалы.
Пассажирские вокзалы страны сегодня не только залы ожидания, но и своего рода выставочные залы и музыкальные гостиные. Необходимо привести здания к более современному стандарту. На ближайшее время запланирована реконструкция важнейшего пассажирского приюта в Архангельске, уже разрабатывается проектная документация. Нам интересно, как будет организовано движение поездов на время ремонта архангельского вокзала. Но поскольку огромный опыт реконструкции в корпорации уже накоплен, предполагаю, что справятся достойно. Сложности – преодолимы, главное – терпение.
Во второй половине дня журналисты отправились на ВДНХ, на Международную выставку «Россия». И, несмотря на то, что совсем недавно я там побывала, мне хотелось усилить впечатления. На этот раз мы посвятили время павильону «Мир цифры».
На стенде РЖД наглядно представлено, как устроена железная дорога. Чем отличается туристический поезд от обычного, и куда на нём можно поехать? Здесь готов ответ на вопрос, на чём путешествует по России Дед Мороз. Как строили легендарный БАМ и Транссиб раньше и как сейчас. В следующем году 50-летие БАМа, идёт обширная реконструкция. Габариты тоннелей, построенных в прошлом веке, пока не позволяют запустить новинки на восточных направлениях, но это пока. Огромные расстояния и комфорт, - всё будет масштабно! Там ещё и космодром «Восточный» рядом. Мне, однажды в своей жизни совершившей большое путешествие по Транссибу на поезде №1 «Россия», было очень интересно!
Неформальное участие президента.
В день съезда после обеда по рядам пронёсся шумок: «Главный уже в зале»!
На встрече выступил президент Владимир Путин. В своей речи он подчеркнул, что впереди ждут амбициозные проекты, цель которых - железнодорожные пути, где поезда будут разгоняться до 400 километров в час и свяжут территории, где живет 80% россиян. В.В. Путин анонсировал строительство в будущем высокоскоростных магистралей до Луганска и Донецка. И похвалил за достижения и стратегические направления планов Российских железных дорог.
Прозвучало пожелание от президента:
- И, конечно, развивать нужно инфраструктуру для скоростного и высокоскоростного пассажирского сообщения. За этим будущее российских железных дорог, новое качество услуг, дополнительные возможности для миллионов людей, экономики страны, бизнеса, туризма, для наших торговых связей, для развития регионов и городов.
Прямая речь: «Наши железные дороги надежно обеспечивают воинские перевозки и поставки на оборонные предприятия».
Владимир Владимирович упомянул о развитии международного коридора «Север-Юг», который свяжет порты Севера России с побережьем Персидского залива и Индийского океана и позволит обеспечить российским товарам более короткий маршрут на африканский континент и обратно в Россию. Глава государства рассказал о развитии международного коридора «Север-Юг». При этом мощности логистики будут наращивать - на всем маршруте будет обеспечено «бесшовное железнодорожное сообщение» по широкой колее стандарта «1520». Доставка грузов из Мурманска в Мумбаи займет около пятнадцати суток. По сравнению с традиционными маршрутами время в пути сократится в четыре раза.
Прямо во время работы съезда в режиме видеосвязи были введены в эксплуатацию новые объекты железнодорожной инфраструктуры.
Железнодорожная линия «Выходной – Лавна» в Мурманской области даёт возможность начать перевозки грузов в новый морской порт Лавна на берегу Кольского залива.
Керакский тоннель. Он расположен в Амурской области. Создание тоннеля протяженностью 926 метров взамен действующего, расположенного в 25 метрах, велось быстро, с мая 2020 года. И вот, состоялся запуск движения по новому двухпутному Керакскому тоннелю.
Кстати, замечу, что по старому тоннелю - самому длинному в Забайкалье - я ездила, когда путешествовала по Транссибу! Нашла в своём архиве схему: новый тоннель расположен, как я поняла, между станциями Ерофей Павлович и Сковородино. Новинка позволит повысить скорость движения поездов и увеличит провозную способность дороги.
Пленарное заседание IV Железнодорожного съезда завершилось вручением президентом государственных наград работникам предприятий ОАО «РЖД» В том числе за большой вклад в развитие железнодорожного транспорта почётным знаком «За успехи в труде» награждён коллектив «Российских железных дорог». Почётный знак вручён генеральному директору – председателю правления компании Олегу Валентиновичу Белозёрову.
Встречи на полях форума.
Две тысячи железнодорожников приняли участие в съезде. Кто представлял нашу область? Мне удалось поговорить с участниками съезда, нашими земляками-северянами и спросить их, насколько важно для них было оказаться среди коллег со всей страны, лично увидеть и услышать президента и руководителей компании, не через экран, а вживую?
Блинов Евгений Николаевич, машинист тепловоза локомотивного депо Исакогорки, работает в депо 34 года. Его труд отмечен Почётными Грамотами Облсобрания депутатов и ОАО «РЖД», именными часами и Благодарностью Президента России, Знаком «За Безаварийный пробег на локомотиве 100 000 км»:
- Впечатления самые позитивные. На выставке ВДНХ был, впечатлён!
- Чувство гордости за Россию появилось?
- Я патриот своей страны, поэтому чувства гордости за неё у меня врождённое.
Рогозин Павел Андреевич, дежурный по станции Исакогорка, окончил Ухтинский техникум железнодорожного транспорта и уже 11 лет на Северной железной дороге.
В 2023 стал победителем регионального конкурса Чемпионата профессионалов РЖД. Награждён ведомственными Почётными грамотами и Благодарностями, Памятной медалью «20 Лет ОАО «Российские Железные Дороги». Делится впечатлениями:
- В мероприятии такого масштаба я принимал участие впервые. Конечно, это большая честь, попасть в число делегатов и представлять на Съезде Северную дорогу, ведь тут присутствовали и руководство компании РЖД и даже президент России. Было очень интересно услышать лично от них о достигнутых результатах и о дальнейших целях компании. Так же хочу отметить прекрасную организацию всего мероприятия и сказать спасибо кураторам нашей делегации – Н. Жованник и И. Братковскому.
Ещё один делегат съезда от Архангельской области - путевой мастер Сергей Валерьевич Маковский. Потомственный железнодорожник, он пришёл в Сольвычегодскую дистанцию пути в далеком 1986 году, за безупречный труд награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. «Всё на отлично», ответил он.
Лично я тоже должна заметить, что съезд был подготовлен серьезно и организован на очень высоком профессиональном уровне. У журналистов не возникало проблем с получением актуальной информации. Бытовой комфорт тоже был учтён про формировании планов, ведь работа в таком темпе требует предельной чёткости и собранности.
Впечатляющие цифры и интересные факты.
Северная железная дорога работает в регионах с общей площадью более 1 млн. квадратных километров и населением более 6 млн. человек. Это Ярославская, Ивановская, Костромская, Вологодская и Архангельская области, Республика Коми, часть Ямало-Ненецкого автономного округа, а также небольшие территории Кировской, Владимирской и Тверской областей.
Развернутая длина главных путей СЖД – более 8,5 тыс. км, это одна из самых протяженных дорог, пересекающая несколько климатических зон. От ее начальной до конечной станции пассажирский поезд идет почти двое суток, 400 километров дороги – за Полярным кругом.
Ежегодно по СЖД совершают поездки более 12 млн. пассажиров, с учетом транзита перевозится более 260 млн. тонн грузов.
В 2023 году Северной железной дороге исполнилось 155 лет. В 1870 году открыто железнодорожное движение от Москвы до Ярославля, затем дорога построена до Вологды и Архангельска. В 1930-40 гг. стальную магистраль довели до Заполярья. На главном вокзале Ярославля есть памятник Савве Мамонтову. Промышленник и меценат считается основателем Северной магистрали, так как обосновал необходимость и продолжил ее строительство на север – до Вологды и Архангельска. Памятник открыт в 2008 году к юбилею дороги, на торжестве присутствовали правнуки Саввы Ивановича.
Инфраструктура Северной железной дороги: 389 железнодорожных станций и разъездов
5 эксплуатационных вагонных депо, 25 дистанций пути, 42,1 тыс. человек обеспечивают надежное транспортное сообщение:
Города региона связали по железной дороге комфортабельными и быстрыми рельсовыми автобусами «Орлан».
***
В инфраструктуре СЖД - 1152 железнодорожных моста. Самый северный в мире мост с подъемным пролетом находится в Архангельске, на Северной Двине. Он совмещенный, железнодорожно-автомобильный, оснащен 88-метровым подъемным пролетом для пропуска высоких судов, в том числе ледоколов, в любое время года. Мост – один из символов столицы Поморья. В 2023 году завершен его капитальный ремонт.
***
9 декабря в Ярославле впервые состоялась регистрация брака в ретропоезде «Золотое Кольцо России» в пути по маршруту между двумя железнодорожными вокзалами Ярославля. Его целью является развитие туристической сферы региона и индустрии проведения свадеб.
***
Поезд «Мороз-экспресс» сообщением Москва – Великий Устюг снова будет курсировать в новогодние праздники 2023-24 гг. Есть маршрут «комбо»: Родина Деда Мороза – Великий Устюг в Вологодской области, Родина Снегурочки – Кострома, а родиной снеговика провозгласил себя Архангельск.
***
Открыт физкультурно-спортивный комплекс «Локомотив» в Малошуйке Архангельской области. Пространство выполнено по самым современным стандартам, установлены новые тренажёры, созданы условия для занятий командными видами спорта, в том числе на открытом воздухе. Ежедневно в нём могут заниматься более 750 человек – работников РЖД и жителей региона.
***
Здание управления Печорской железной дороги. В Котласе Архангельской области есть здание с барельефом «Управление Печорской железной дороги». Имперский стиль снаружи и роскошь внутри – таким было вновь построенное управление в 1954 году. Это было первое в городе здание с канализацией, водопроводом, отоплением, мраморной лестницей, лепниной и золочением. В 1959 году управление переведено в Ярославль, а здание передано местной школе-интернату, где она и работает по сей день, но уже носит наименование лицея №1 ОАО «РЖД».
***
Знак «Европа – Азия». Шестигранный столб у станции Полярный Урал на железнодорожной ветке между Воркутой и Лабытнанги был установлен в 1955 году. Он находится на водоразделе Полярного Урала: на запад начинает свой путь река Елец, на восток — река Собь. В древние времена это был самый известный путь через Камень (Уральский хребет) в Сибирь. Уникальные северные пейзажи. При следовании на конечные станции Северной железной дороги взгляду открываются красоты Полярного Урала и его предгорий.
***
Конечная станция Северной железной дороги – Лабытнанги на берегу Оби. Название переводится с языка ханты как «Семь лиственниц». Два города – Лабытнанги и столица ЯНАО Салехард – находятся по разные стороны реки. В Салехарде есть аэропорт, в Лабытнанги – железная дорога. До Салехарда с вокзала Лабытнанги можно добраться за 20–25 минут.
Ольга Голубцова
Фото автора и пресс-службы РЖД
Версия для печати