На вышитом ковре в спальне дома надпись, означающая в переводе «Усни спокойно, проснись бодрым». А иначе и быть не может в этой уникальной усадьбе.
Много раз, бывая на Псковщине, я слышала о редчайшем и малочисленном народе сето. И вот представилась возможность лично познакомиться с их загадочными представителями. Мы отправились на хутор в деревню Сигово Печорского района в солнечный яркий июльский день.
Цветущие луга. Сочная зеленая трава. Аккуратная усадьба, где в каждой детали чувствуется заботливая женская рука.
Наша группа рассаживается под сенью раскидистого дерева и начинается захватывающий рассказ, как говорится, из первых уст. Ведь нас встретили Эню и Малле, чистые сето (так они сами о себе говорят). Меж собой женщины переговариваются на неведомом нам языке, чем-то напоминающем эстонскую речь.
В девичестве улыбчивая Малле носила фамилию Пииримяги, а сейчас - Богачева, она и заведует музеем-усадьбой в Сигово, единственным в России музеем малого финно-угорского народа сето, сохранившим его дух и уникальную культуру. Это филиал государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск».
Подлинную усадьбу (постройки конца 19 века) у семьи Кюлаотс изборский музей приобрел в 1999 году. С любопытством осматриваем строения. Каменный жилой дом с деревянными сенями, хлев, амбар (клеть), баня.
В полумраке хозяйственного сарая прохладно. Здесь собрано немало сельскохозяйственной утвари, что говорит о том, что сето трудились на земле без устали: выращивали зерно и лен, разводили скот. Пряли. Ткали.
Всюду витает аромат разнотравья. Свисающие с потолка пучки лекарственных трав служат украшением жилища и приносят пользу. Хорош лечебный чаёк (чуть позже мы попробовали и отметили бодрящий вкус).
Статус малочисленного народа сето получили в 2010 году, когда при переписи населения 214 человек указали свою редкую национальность. А в соседней Эстонии проживает 10 тысяч сето. Земля, на которой издавна селились сето, называется Сетумаа или Сетукезия. После распада СССР сето оказались по разные стороны границ, но они не разлучены, мирно соседствуют – проводятся встречи, фестивали и общие торжества. Ежегодно российские и эстонские сето совместно выбирают даже своего короля и королеву! Народные гуляния сопровождают многие церковные праздники. И хотя с 16 века сето приняли православие (сказалась близость и духовное окормление Псково-Печерского монастыря), они помнят и хранят древние ритуалы.
Фигура идола по имени Пеко, бога плодородия, непременно присутствовала в жизни сето. Еще бы! «Он стойкость оленя имеет», - объясняет нам Малле. Вырезан Пеко из дуба, символа вечности. По народным преданиям оберегом дома считается рябина. В народной культуре сето христианские элементы тесно переплелись с языческими. Рядом с полотенцами снова разложены травы. А к иконе в Пасху кладут в яйцо, в вербное воскресенье ветку вербы, на Троицу - ветки берёзы.
Малле дарит мне букетик белого запашистого клевера, стоило мне лишь заикнуться о том, насколько он полезен для снижения холестерина. А войлочную брошь с традиционными узорами я с удовольствием приобрела в сувенирной лавке. Все женщины сето носят такие, приписывая магические силы амулету.
Хороши и вязаные сето-сувениры. Бесподобно по красоте жизнеутверждающего узора кружево.
Мы восхитились оригинальными ткаными полотенцами. Этот вид ремесла передается из поколения в поколение.
Хороши строгие и добротные пояса. Отлично, что некоторые традиции сето сохранились до сих пор. Вообще, глядя на творения рук сето, сразу делаешь вывод о том, что народ этот добрый и трудолюбивый, разумеется.
Меж тем наша экскурсия перешла к чисто утилитарной части. Вводная часть, и… будем готовить угощение вместе! Рецепт прост: 1,5 литра молока, 1 кг творога, соль, сахар, 2 яйца, соды чуток.
Малле ставит на огонь кастрюлю и неспешно рассказывает, как по весне их музею депутат Андрей Козлов подарил корову по имени Гусарка, но новые хозяева её переименовали в Мони. Молоко, которое даёт Мони, наряду с производным продуктом, творогом, идут на обеспечение мастер-классов по приготовлению теплого сыра.
Слегка подогрели, слили.
Деревянной ложкой продолжаем помешивать.
Добавляем два яйца и растираем.
Под веселые шутки и прибаутки Малле мы включаемся в процесс приготовления очень вкусного и питательного блюда.
А тут и пироги подоспели – Эню их испекла, пока мы тщательно исследовали жилище.
С большим энтузиазмом мы продолжаем варить сыр. Добавляем для пикантного вкуса тмин.
«До первого пузыря», - предупреждает нас гостеприимная хозяйка. Сколько же у нас восторга, когда наконец этот самый пузырь надулся!
В глиняную плошку перекладываем горячий ещё сыр. И перебираемся за стол, чтобы продолжить разговор за угощением, сделанным своими собственными руками. Все мы впервые готовили сыр и, конечно, оценили его вкус на пять с плюсом! А как иначе?!
Малле вспоминает, какой был их семейный быт - простой и скромный, как училась она в ленинградском институте, как осваивала ткацкий станок: «Все девушки сето умели вязать варежки, ткать и вышивать». А вот высшее образование не все могли получить. Она, когда сдавала вступительные экзамены, с трудом подбирала русские слова для ответа. Сейчас её русский лексикон обширен. А вот за язык сето она тревожится.
Кое-какие шажки сделаны. Издана красивая азбука. В 2009 году их язык включили в «Атлас исчезающих языков мира» ЮНЕСКО как «находящийся под угрозой исчезновения». Собирают и изучают напевы и сказания. Фольклористами записаны три тома «Песен сето». Мы попросили что-нибудь исполнить.
Очень трогательно получилось! Малле объясняет, что у них нет бранных слов и ругательств: считается, что ими можно призвать темные силы. Самое плохое слово – куре (чёрт), но все стараются его избегать. Поэтому язык такой мягкий, плавный и певучий.
Едва выйдя за калитку, мы обратили внимание на вывеску на другой стороне улицы. Еще один музей? Да, частный. Здесь свою богатую коллекцию демонстрирует энтузиастка Татьяна Николаевна Огарева. Когда-то давно она перебралась в Сигово из Петербурга. Что после мегаполиса, после питерских «колодцев» с кусочком квадратного неба высоко-высоко над головой, человеку надо? Смеется, доктор прописал сложный рецепт: «А вам только воздух, воздух и воздух!», пациентка строго следует предписанию.
Собрание мебели, домашней утвари, одежды, представленное в её музее, стало результатом кропотливой многолетней работы. Татьяна Николаевна дружила со многими представителями сето, исследовала их быт, культуру.
Да, они поклонялись камням, деревьям и источникам, но «народ с добрым сердцем, хотя суровый с виду». Татьяна Николаевна сама стала почти сето!
Их характерный облик запечатлен в художественных манекенах. Вот женщина в традиционном народном костюме сето: на груди висит фибула, раньше – серебряное монисто, теперь – ожерелье из монет. Вес такого украшения мог достигать нескольких килограммов!Особенно хороша рубаха. С двухцветным, в сочетании белого с бордовым, геометрическим орнаментом.
Заключают экспозицию «Боговы полотенца». На них ромбы - символы засеянного поля, как в фольклоре. Как в жизни – за окном хутора.
Мы открыли для себя жизнь и обычаи маленького народа, затерянного в глуши псковского края. Узнали их легенды, обряды и поверья. Почувствовали щедрость и тепло души. И благодарны всем, кто сохраняет и умножает знания о сето, народе, имеющем самобытную историю и культуру.
Ольга Голубцова
Фото автора
Версия для печати