На чистом карельском языке гостей приветствует директор кемского музея «Поморье» Ирина Устин, и мы начинаем путешествие по волнам памяти.
В 1788 году построено здание казначейства в Кеми, сейчас расположенное по адресу улица Вицупа, дом 1.
Кругом цветёт иван-чай. Такого яркого цветения я давно не видела.
На первом, старинном гербе Кеми, когда городок входил в состав Олонецкой губернии, изображено жемчужное ожерелье как напоминание о процветавшем здесь жемчужном промысле: «В голубом поле, сделанный венок, в знак того, что из протекающих рек от лапландских гор вынимается много раковин, и из них довольное количество жемчуга». Местный жемчуг поставлялся Императорскому двору.
Еще одно необычное изображение на гербе – боевое приспособление. В музее оно есть и в натуральном виде. Это книппель (дубинка в переводе). Такой чугунный снаряд корабельной артиллерии использовался во времена парусного флота.
Затем Ирина демонстрирует нам огромный навесной замок. Не замок, а целый замочище!
Первозданный, настоящий, именно от этого особнячка, от старинного музейного здания. Ирина любит свой поморский городок и знает о нём почти всё (или очень многое). Старинные книги гласят, что приказ о присвоении статуса города привёз и прочитал местным жителям знаменитый русский поэт Державин, который был в ту пору олонецким губернатором.
Ныне городок захирел, но сокровища древней Кеми бережно сохраняются в музее. Здесь спасены десятки икон и резные образа из порушенных храмов.
В центре одного из просторных залов, как бывало на повети поморской избы, стоит рыбацкий карбас: «Море - наше поле!», а мы попадаем сразу в прошлые века. Может, это кочмара? Или всё-таки карбас? Дед мой шил когда-то морские суда, объяснял предназначение каждого, и у меня такое ощущение, будто в гости к дедушке-помору вернулась.
Притулились в углу сети.
Рюжи ждут, когда их снова загрузят в лодку и кинут в воду.
«Острога» - приспособление для ловли речной рыбы, а не трезубец Нептуна, хоть и очень похожий!
Вот и поморы глядят на нас с пожелтевшей фотографии. Одеты стильно и по последней моде. Справа сидит, ну вылитый мой онежский дедушка Василий! Но не он, просто похожий степенный мастеровой…
Удивляюсь, что за старинная женская обувь: верх кожаный, подошва деревянная, да с каблучком.
Чтобы пофорсить барышням? Нет! Чтобы не падать на скользких глиняных дорогах (каблук держал!).
Ну, а поршни-то каковы! Лёгкие и удобные, не захочешь – побежишь! И поговорка в тему вспоминается: «Шевели поршнями».
Столько знакомых с детства вещиц – шаль набивная с узорами, была у моей прабабушки. По праздникам накидывала она её на плечи.
Чёрную плюшевую жакетку носила и зимой, и осенью, тёплая, немаркая. И платок этот колючий коричневый в серую полоску помню! Видно, что поморский быт (и утварь, и одежда) были в разных селеньях примерно одинаковы.
Красный угол с непременными кружевными занавесками, подвесами и скатертями непременно украшал сундук с богатствами.
На зингеровской машинке строчились простыни и рубахи.
Наряды отглаживались чугунным утюгом. Не каким-нибудь, а паровым обязательно!
И прялка для добросовестной хозяюшки в каждой избе имелась. Венские гнутые стулья вокруг стола, тонкий фарфор в массивном буфете. Зажиточно, справно жили поморы.
Чугунок с двумя носиками - «носоватик» с мутовкой, использовался, чтобы взбивать сливки в масло, а оставшуюся водичку как раз во второй носик сливать. Можно сказать, что перед нами прародитель миксера! Применялся «носоватик» и как умывальник.
Крепкие шкатулки делали из корня сосны. Прочные! Ни годы, ни века не возьмут!
«Грабилки» деревянные для сбора мелких ягод (железными поморы не пользовались, чтобы не травмировать кусты черники, брусники и клюквы). Ирина Устин – одна из создателей этих интересных экспозиций.
Музею «Поморье» уже тесно в одном особнячке. Надо бы показывать советские годы, страшное время ГУЛАГа, ставшее историей. Возможно, хоть и маловероятно, часть экспозиций из запасников переедет в здание, где в сталинское время размещался УСЛОН (управление соловецкого лагеря). Именно в Кеми заключённым давали понять, что здесь заканчивается «власть советская и начинается власть соловецкая».
На одном из этажей сейчас находится ресторан с прекрасным видом с широкого балкона на морские просторы. Питейное заведение высшего разряда имелось тут и в годы репрессий. О чём можно размышлять, сидя под такой крышей, не знаю, не решилась зайти, душа воспротивилась, а бурные волны всегда вызывают в моей душе тревогу…
Близость Соловецкого архипелага и раньше нарушала провинциальную тишь городка и сейчас его географическое положение используется как перекладной пункт на пути паломников и туристов, стремящихся к Соловецкому монастырю. Однако задержаться в Кеми на денёк познавательно. И, кстати, здесь снимался фильм Павла Лунгина «Остров», помните? Декорации до сих пор на берегу обретаются.
Ольга Голубцова
Фото автора
Версия для печати