Интервью с участницей конференции «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей» Натальей Викторовной Голубевой, автором литературно-музыкальной композиции «”Но всё в себя вмещает человек” (Концлагерь и искусство)», представителя культурно-просветительского фонда «Сретение», г. Северодвинск.
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Николай Гумилёв
– Наталья Викторовна, на конференции Вы представили литературно-музыкальную композицию «”Но всё в себя вмещает человек” (Концлагерь и искусство)». Это очень интересный и необычный формат представления исторического материала. Как он возник?
– Моей вдохновительницей была внучка Корнея Ивановича Чуковского, дочь его дочери Лидии – Елена Цезаревна Чуковская. После встречи с ней родилась сначала идея, а затем, – и первая композиция. Я стала делать то, чего давно просила моя душа, то, чего не видела в театре, по телевизору, что можно было бы показать заинтересованной и подготовленной публике в камерной обстановке в библиотеке, литературно-музыкальной гостиной.
Сама идея рассказать о духовном сопротивлении соловецких узников зародилась на конференции в прошлом году. Мы уже представляли на Соловках программы о Дмитрии Сергеевиче Лихачеве, о священнике Павле Флоренском, у нас есть композиции о поэтах Серебряного века. Эти люди жили в одно время, многие из них были знакомы между собой. Поэтому, так или иначе, мы прикасались к теме творческой жизни на Соловках в лагерный период, говоря о деятельности театров, музыкальных коллективов.
– Ваша программа – это работа с огромным объёмом информации, фотографическим и музыкальным материалом. Насколько сложно создание таких программ?
– Информации очень много. Самое главное – её оживить, наполнить художественными образами, подобрать слайды, музыкальное оформление. В среднем, для создания композиции мы используем около тридцати источников.
Конечно, мною были прочитаны воспоминания узников Соловков, знаменитые книги Юрия Чиркова, Бориса Ширяева, «Театр на Соловках» Натальи Кузякиной, но не только. Прежде, чем поставить кадры, высказывания, нужно посетить архивы, музеи. Важна и техническая сторона – не ошибиться в подписях цитируемых авторов, проверить, чтобы на слайдах были фотографии именно тех людей, о которых идёт речь, ведь на тех же Соловках много однофамильцев.
И, наконец, самый захватывающий момент – выстраивание программы: сначала получается грубый набросок, потом всё лишнее отсекается. Очень интересно подбирать единый тон, линию мысли.
– Что нового Вам открылось при работе над композицией?
– Я очень долго искала название программы – звучное и выражающее её суть. Нашла в четверостишии у Николая Гумилёва. Нам кажется, что в нечеловеческих условиях, люди будут думать только о выживании, на это и рассчитывала система: унизить, сломить дух, сопротивление. Герои программы доказали, что это не так.
Если у человека есть дарование, талант, духовный заряд, то он не пропадает, несмотря ни на какие условия. Появляется человек здесь, в лагере, в этих трагичных условиях и он начинает культивировать то, что в нём живёт. Заражать других культурой, духовностью.
Та, кучка интеллигентов, которая работала в культурном пространстве Соловецкого лагеря, она была водима Духом, Духом с большой буквы.
Духовная жизнь их была невидима, совершенно скрыта от глаз, но она была и помогала не только выживать, но и рождаться новому. Я не могла обо всём рассказать, но я ощутила, что так было.
И новые поэты появились, у кого-то открылся сценический дар и многое другое. Свой театр создали даже сидевшие здесь уголовники.
– Как вы думаете, деятельность КВЧ (культурно-воспитательной части) – театральные постановки, музыкальные концерты оказывали влияние на души охранников лагеря, чекистов?
– Есть мнение, что лагерные артисты обслуживали чекистов. Я с этим совершенно не согласна. Мне хотелось показать, что театр, творческие занятия помогали жить в лагере не только самим артистам, но и всем кто к этому прикасался. Они помогали людям оставаться людьми в нечеловеческих условиях. Невозможно жить во всём тёмном, зловещем. Чекисты ведь тоже были замкнуты в этом трагическом жутком пространстве. У них не было другого культурного поля.
Театр на Соловках был не только развлечением. Он, прежде всего, приносил радость, возвышал и исцелял души людей.
– На конференции состоялось первое представление литературно-музыкальной композиции. Где ещё планируется её показ?
– С момента создания нашей первой программы прошло более 10 лет. Сейчас проект включает около 70 программ.
График показов очень плотный. Обычно показываем каждую неделю в Архангельске и в Северодвинске. Состоялись показы и в других городах. Например, во время поездки в Ярославль мы представили программы во всех библиотеках города.
Я очень благодарна своей семье – мужу Николаю Николаевичу, дочери Полине, своим друзьям за помощь в создании и показе программ. Без их поддержки мне было бы очень непросто.
– Ваши впечатления о конференции?
– Очень ценно, что работа конференции не замыкается в четырёх стенах и имеет не только научную, но мощную культурную и духовную составляющие. Важно, что кроме учёных и историков на заседаниях выступают родственники заключённых, прошедших соловецкие лагеря. Их выступления, а также экскурсии, выставки, музыкальные программы замечательно дополняют и ещё полнее раскрывают тему конференции «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей», содействуя более глубокому её проживанию.
Для меня самое яркое впечатление нашей встречи – литургия в храме на Секирной горе. Мне кажется, там молились не только мы. С нами молились и все погибшие там заключённые. Это было очень сильное, незабываемое переживание.
Нам необходимо проводить такие мероприятия, чтобы сохранить память об узниках соловецого лагеря, о случившихся здесь ужасных событиях, чтобы повторение их в будущем стало невозможным.
Беседовала Галина Автушко
Версия для печати