Сколько симпатичных и совершенно неожиданных открытий принёс 2018 год! У нас уже есть такие места, которыми можем гордиться: имею ввиду современную организацию музейных пространств.
Не классические дворцовые залы с картинами в тяжелых золоченых рамах, где порою не присесть, чтобы полюбоваться всласть, а кубические миры, где можно даже прилечь, не просто примоститься в размышлениях, укрывшись впечатлениями!
Помню, как в начале 90-х годов прошлого века оказалась в лондонском музее мадам Тюссо, хотелось фотографироваться с каждой фигурой, как вдруг один из «восковых», казалось бы, манекенов вскочил, размахивая руками! Оказалось, что «экспонатами» там работают специально обученные люди. Это вносит изюминку и оживляж в осмотр нескончаемых залов.
Цифровая эпоха определила новый музей и в России. Он уже выведен за рамки обычной экскурсии, расширены границы простого знакомства с тем или иным направлением искусства. Музейная экспозиция сегодня - синтез экспонатов и пространства.
Сразу несколько чувств задействовано: вижу, слышу, осязаю, чувствую аромат! Осталось присоединить вкус? В петербургской «Эрарте» перед картинами выложены яблоки, хлеб, вода в кувшине. Можно угоститься прямо у инсталляций. Вдохновляет.
В музее русского импрессионизма в Москве исследуй многослойную живопись: необычные текстуры можно рассмотреть через увеличительное стекло. Они будто иллюминаторы, лупы выставлены у ряда картин, смелее влезай внутрь!
Множество оттенков красок, меняющихся и переливающихся под влиянием вроде бы солнечного света. Это уже выставка И. Левитана в столичном Еврейском музее с необычными подсветками в полутёмном зале. Оценим оригинальную подачу хорошо знакомого художественного языка. Невесомые акварели. Тяжелые нагромождения масла. Капризные пастели. Туманные карандашные наброски.
У входа в московский Центр толерантности перед гардеробной устройство для упаковки зонтов. Такого я не видела ни в сыром Нью-Йорке, ни в дождливом Мельбурне (вспоминаю прошлогодние визиты в известные своими технологическими достоинствами мировые музеи).
Частный музей русского импрессионизма создан недавно. Просторный холл – органичная свобода пространства. Специальные гипсовые прорисовки для незрячих экскурсантов. Гигантские размеры лифта, специального подъемника для экспонатов!
«Позвольте вашему воображению свободно блуждать и создавать мир, в котором бы вы хотели жить», говорил Альберт Эйншейн. В новом музейном пространстве зритель отправляется в поиски вдохновения и творческого пути. И вот, забурлило. Эмоции через край. Впечатлений целое море. Здесь понимаешь, что с картиной можно и нужно общаться! Можно петь, танцевать, напевать и пританцовывать! Можно следовать за калейдоскопом красок. Можно окунуться в магические узоры.
Можно принюхиваться! Ароматы выложены там, где их хочется вдыхать, чтобы лучше понять художника, чтобы полностью погрузиться в изображение и даже слиться с ним!
Никто не просит разрешения на фотографирование - снимай все, что хочешь! Публикуй, рассказывай друзьям, возвращайся вместе с ними!
Где нельзя кистью, объясняют пером. Натюрморты, портреты, пейзажи. Смешение стилей: импрессионизм, футуризм, авангардизм. Мы видим, как происходит трансформация и эволюция музеев. И даже классические собрания отправляются в… торговые центры: в петербургской «Галерее» ожили целые эрмитажные залы.
Исследуй пространства, приобщайся к искусству!
Ольга Голубцова
Фото автора
Версия для печати