Одним из её центральных экспонатов стал уникальный памятник искусства Русского Севера — восьмигранное расписное «небо» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери деревни Хвалинская в Кенозерском национальном парке.
Крупнейший в России реставрационный центр, основанный после революции по инициативе художника и историка искусства Игоря Эммануиловича Грабаря, в 2018 году отмечает 100-летний юбилей.
Ключевым событием юбилейного года стала выставка «Век ради вечного», представляющая результат многолетней работы всех мастерских Центра, а также трёх его филиалов в Архангельске, Вологде и Костроме. В экспозицию вошли более 140 экспонатов из 50 российских музеев, которые в разные годы прошли реставрацию и атрибуцию в Центре Грабаря. Многие из них десятилетиями хранились в запасниках и впервые были представлены широкому зрителю.
Среди наиболее выдающихся памятников искусства, представленных на выставке, — расписные «небеса» (потолки) конца XVIII века из Кенозерского национального парка, это одно из самых ранних «небес», сохранившихся в Кенозерье.
Сегодня на территории Парка в часовнях и музее находится 17 комплексов «небес». Это одна из самых больших и самая уникальная коллекция в России. Особенностью 8-гранного «неба» является разнообразие красок плафонной живописи каменных храмов и русских дворцов второй половины XVIII века. При этом живопись «неба» выглядит профессиональной по академическим меркам своего времени.
Реставрационную бригаду по восстановлению кенозерских «небес» возглавлял художник-реставратор Александр Горматюк. «Небо» находилось в аварийном состоянии, особенно две радиальные грани. Главной проблемой стал жук-точильщик, съевший древесину. Среди реставраторов этот жук получил прозвище «часы смерти». Если он появляется, то предмету объявлен смертный приговор. Решено было грани небес обработать прямо на месте, чтобы не привезти жуков-убийц в Центр.
В советское время крыша часовни была разобрана и «небеса» находились на открытом воздухе, под снегом и дождем, поэтому их сохранность была крайне аварийной. В 1960-е годы кто-то из местных жителей решил очистить грани, тем самым существенно повредил красочный слой – вместо плотной живописи реставраторам достались полупрозрачные силуэты.
Александр Горматюк вспоминает: «Выполненная в смешанной технике прямо по деревянной доске, без грунта, роспись была больше похожа на хрупкую пастель».
Но в итоге расписные «небеса» восстановили полностью. Реставрационные работы длились с 2016 по 2017 гг. при финансовой поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В открытии выставки принял участие заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий и Байкальской природной территории Минприроды России Юрий Фирсов. Он выразил уверенность, что уникальная экспозиция из Кенозерского национального парка не только вызовет большой интерес жителей и гостей столицы, но и вдохновит посетителей на знакомство с природными и этнографическими красотами заповедной территории.
С 21 сентября по 30 ноября 2018 года экспозиция открыта для широкого круга любителей и ценителей редких музейных предметов в Центре Грабаря по адресу: г. Москва, ул. Радио, д. 17, к.6, сообщает пресс-служба Кенозерья.
Версия для печати