Тема выставки «Неперемолотые» неблагозвучная и немного пугающая – кто это неперемолот, о чем эта выставка? Так, наверное, думали многие, читающие объявление о том, что с 20 марта по 9 апреля в Центральной библиотеке им. Н. В. Гоголя пройдет открытие выставки, посвященной опыту духовного сопротивления на Русском Севере в ХХ веке.
О чем эта выставка? О людях, о времени, о силе духа, проявленном простыми и далеко непростыми людьми в сложных ситуациях жизни, господствовавшими в ХХ веке в нашей богатой на катастрофы и потрясения стране. Непросто вынести тюрьмы, лагеря, гонения, еще сложнее остаться в этих условиях человеком, несломленным духом, человеком, которого начинают невольно уважать не только собратья по лагерю, но и сам и надзиратели и конвоиры, и уголовники, и шпана. Таким был святитель митрополит Иларион Троицкий – красивый русский богатырь с чистой душой и удивительной веселостью. Его любили все, может, потому, что он одинаково ровно относился к каждому человеку, независимо от того, за что был осужден рядом живущий. Это человек дореволюционной эпохи, как и большинство представленных на выставке имен – все эти люди отличались благородством души, искренней верой в Бога (а верили в Бога большая часть жителей России), и свою веру они являли при любых обстоятельствах, неизменно уповая на Господа.
Прозвучал рассказ Ольги Тушиной, проводившей первую экскурсию, о судьбах священнослужителей Архангельской епархии в ХХ веке, о судьбах храмов, о местах памяти жертв политических репрессий, об истории Лявлинских захоронений, об истории разрушения Свято-Троицкого кафедрального собора г. Архангельска, как и других не спасенных храмов, которые и сегодня могли бы украшать город-музей, как называли Архангельск до революции. Посетители выставки смогли увидеть фотографии внутреннего пространства Свято-Троицкого кафедрального собора и 20 снимков внутреннего убранства, сделанные Борисом Федоровичем Оттлие, который был отправлен в лагерь и там погиб только за то, что хотел запечатлеть память о красоте и величии собора для потомков. В соборе архангелогородцы бережно сохраняли и исторические реликвии: сосновый шестиаршинный крест, вытесанный Петром I в 1694-м году и подаренный собору, штандарт и флаг со струга на котором плыл Петр I из Вологды в Архангельск, 2 флага и 3 пушки, захваченные у шведов в бою под Новодвинской крепостью, серебряный крест с бриллиантами, подаренный князем Меньшиковым бывшему домашнему учителю его детей Тихону Корицкому. И что же? Только 34 единицы ценных предметов были сохранены и переданы в музей и прихожанам некоторых церквей. А иконы и деревянные скульптуры были распилены на дрова и сожжены во дворе храма, который и сам был уничтожен в 1929 году. Кирпичи храма, из которых хотели строить драматический театр, оказались непригодными для строительства, и вся красота, величие и память о духовной зрелости города, были погублены.
Солнце вовсю щедро одаривало улицу и пробиралось к нам через огромные окна зала, а мы передвигались за экскурсоводом и еще раз убеждались, что человек – это главный герой как выставки, так и жизни на нашей земле. И понимали, что очень обязаны людям, которые смогли собрать все эти материалы, свидетельства стойкости, силы духа и мужества. Один из таких людей – Галина Викторовна Шаверина, руководитель Северодвинского отделения общества «Совесть», посвятившая больше 25 лет своей жизни собиранию памяти о репрессированных, ищущая и записывающая все истории, которые обязательно находили ее, рассказанные и в автобусах, и на улицах, на праздниках и похоронах – был запрос, были и люди, щедро делившиеся своими воспоминаниями. Галина Викторовна говорила о Ягринлаге, насчитывающем к концу 1939 года 32 408 заключенных. Тамара Сергеевна Мансурова, посетительница выставки («Дети войны г. Молотовска»), поделилась своими детскими воспоминаниями о том, как завораживал ее стук деревянных башмаков по деревянной мостовой молча идущих на работу людей, слева и справа сопровождаемых конвоирами: «Сейчас такого стука не услышишь».
Из рассказа экскурсовода мы узнали о маме Ксении Петровны Гемп – Надежде Михайловне Минейко, ученице композитора Римского-Корсакова, человека глубокой культуры и невероятной интеллигентности, которая была объявлена виновной в том, что «играла на фортепианах, вместо того, чтобы идти служить народу». Она сгинула от тифа в лагере под Холмогорами. Ещё пример «контрреволюционера» – это известный архангельский художник Николай Фурсей, крестник Николая Николаевича Неплюева, основателя Крестовоздвиженского трудового братства. Обвинения, за которые он был взят под стражу и расстрелян, звучали столь же невероятно: «называл Баха и Моцарта гениями».
Чтобы понять масштабы катастрофы, можно привести следующие цифры: к 1940-му г. за веру в России уничтожено 350 тыс. чел. Из числа репрессированных за веру 150 тыс. было арестовано только в 1937-м году, при этом 80 тыс. из них расстреляно. Цель выставки – краеведческая: рассказать людям правду о событиях, происходивших на нашем родном Севере. В этой заметке мы хотели лишь сказать, что ждем вас, что будем рады поделиться всеми материалами, собранными неравнодушными к судьбам своего края людьми. Поделиться с такими же неравнодушными посетителями, которые не прошли мимо, а решили заглянуть в библиотеку и узнать – что это за выставка со странным названием – «Неперемолотые».
Приходите сами и приглашайте на выставку своих знакомых. А 6 апреля мы представим вам литературно-музыкальную программу «Ниоткуда с любовью» об Иосифе Бродском. Мы вас ждем.
Выставка будет работать по 9 апреля в библиотеке по адресу ул. Ломоносова, 100 (и записаться на экскурсии можно будет по номеру телефона – 89815573019).
Светлана КУЗНЕЦОВА
Версия для печати