Не устаю восхищаться людьми, отмеченными судьбой и в нашем жёстком 21 веке продолжающими бескорыстное служение Отчизне! «Высокопарное вступление», - скажете вы, уважаемый читатель, но иных слов не находится, когда жизнь дозволяет прикоснуться к реликвиям, уникальным педагогическим методикам, а главное – познакомиться с энтузиастами, сохраняющими память.
Наступила весна, значит, скоро многие северяне отправятся в отпуск, не минуя на своем пути город на Неве. В Петербурге есть, что посмотреть. И каждый раз мы открываем его для себя заново. А сколько еще неизведанного остается, для следующих встреч! Всем рекомендую записать адрес: Васильевский остров, 14 линия, дом 39.
Над входом в здание историческая надпись «ГИМНАЗIЯ И РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ К.МАЯ» и барельеф майского жука.
Меня сюда буквально за руку привела петербурженка Ольга Беллер, праправнучка основателя прославленного рода моряков Мордовиных, соломбальца Александра Яковлевича, семь сыновей которого и двое внуков служили по морскому ведомству.
Ольга увлекается историей и состоит в «Обществе друзей Школы Карла Мая». Сначала именно она посвятила меня в тайны уникальной гимназии 19 века, а уж потом, прямо на пороге мы попали в интеллектуальные объятия заведующего музеем истории этой Школы Никиты Владимировича Благово.
Он сам воспитанник Школы, он и основатель музея, он и непревзойденный экскурсовод.
Если вы задумали визит в музей, не предполагайте ограничиваться часом-другим, располагайте временем достаточным, чтобы самозабвенно погрузиться в атмосферу тех далеких дней, из которых выманивать вас будет непросто. Никита Владимирович, во-первых, совершенно замечательный рассказчик, а, во-вторых, если вы расположите к себе неподдельным интересом гостеприимного хозяина, то будете удостоены чести испить чайку за долгой неспешной беседой!
С первой минуты Никита Владимирович сразит вас валом цифр из хроники развития Школы, основанной в1856 году, и громкими именами. Рерихи, Бенуа, Бруни, Римские-Корсаковы, Семеновы-Тянь-Шанские, Успенские... Свыше 160 выпускников школы стали докторами наук, 41 удостоен академического звания, 18 избраны в Академию наук, 14 – в Академию художеств, 37 преподавали в университетах. Всего 3765 мальчиков получили здесь старт в большую жизнь, 17 процентов окончили заведение с золотой медалью, 17- с серебряной. Одновременно Школа принимала 650 учеников, в процессе обучения было задействовано 40 педагогов. Бывало, в одном классе учились до 42 человек.
Рассказ Никиты Владимировича захватывает все больше. Основатель школы, выходец из Пруссии, Карл Май был выпускником историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Карл Иванович ввел главный принцип Школы: «Сперва любить, потом учить». Сюда принимали ребятишек из абсолютно любых сословий. Более того, подъезжать в экипажах к зданию, было строжайше запрещено! Граф, барон, князь, - все титулы оставались за два квартала от Школы, именно там, подальше, высаживали мальчишек из конок, а потом уже и из автомобилей. Запыхавшись, они вбегали в вестибюль, все равные, веселые, озорные и румяные от мороза. А на центральной лестнице их встречал строгий директор.
Карл Иванович самолично пожимал каждому мальчугану руку. И так – каждый день! Церемониал мог быть отменен лишь в отношении некоторых, сильно провинившихся. Отмена директорского рукопожатия была и элементом публичного унижения, и оправданным элементом воспитания. А воспитывали здесь честь, доблесть, патриотизм, индивидуальное мышление и философское отношение к жизни. Вот почему шумная толпа мальчишек смолкала, приближаясь к директору, выстраиваясь к торжественному прохождению ежедневного обряда, ставшего за годы учебы привычным. Сегодня все рукопожатны? О, счастье! Радость неописуемая!
Но нельзя сказать, что воспитание было замешено лишь на строгостях. Школяры резвились, устраивали концерты, а танцы иной раз продолжались здесь до… трех часов ночи!
Однажды мальчишки придумали для своего традиционного спектакля ко дню рождения директора Школы (29 октября) шествие с флагами, на которых нарисовали эмблему - майского жука. Карлу Маю шутка понравилась. Так жук стал символом, а гимназистов именовали «майскими жуками». И это было не «прозвище», а «прозвание», своего роля пароль в некий круг избранных.
В Школе всегда царил своеобразный «майский дух» свободы. Но отправляясь на летние каникулы, дети не забывали про задания учителей – пройти практику в той или иной науке. И вот они уже возвращаются, с гордостью показывая наставникам будущие экспонаты для школьного музея: золотой самородок в 22 грамма, римскую монету 4-го века. Сами добыли в археологических раскопках! Сегодня такой процесс участия в жизни общества принято называть «социализацией», но готовы ли дети и их родители щедро делиться с этим самым обществом ценными «каникулярными» находками?!
Никита Владимирович восклицает у исторических стеллажей: «Если хотите иметь здоровое государство, всерьез занимайтесь воспитанием юношей!», а его указка скользит по молчаливым доказательствам сей сентенции.
Хочется долго сидеть за старинным столом, покрытым зеленым сукном.
Хочется, восседая на венском стуле, разглядывать, изучать детали массивного чернильного прибора, и размышлять о том, что, где, когда и как мы упустили в системе образования и воспитания.
Принципы Школы просты и понятны, они четко изложены на бумаге. Конечно, смеется Никита Владимирович, «за не имением гербовой, пишем на простой» сегодня, но обратиться за опытом в глубь веков учителей заставит сама жизнь. Созданная Карлом Маем система воспитания и образования предусматривала взаимное уважение и доверие учителей и учеников, постоянное взаимодействие с семьей. В чем это конкретно выражалось? Учитель мог заглянуть в дом в любой день – по поводу и без повода – на чаепитие, на дружескую беседу. Давно ли к вам заглядывал хотя бы классный руководитель, обращаюсь к родителям учеников?! А еще в этой выверенной системе ценностей не было места «кумовству» и несправедливости. Дети преподавателей учились в Школе до 7-го класса, а потом переходили в другие учебные заведения, чтобы не было соблазна «порадеть родному человечку» - поставить завышенную оценку на экзамене. Со строгими правилами, ставшими здесь нормой, смирялись все, стремившиеся получить «майское» образование.
Выпускником этой Школы, совсем не похожей на казенное заведение, был академик Д. С. Лихачёв. Именно с ним в соавторстве Н.В.Благово написал в 1990 году историческую хронику Школы. А в 1995-м благодаря их хлопотам открылся музей. И совпадение ли, случайность ли, но директор Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации Российской академии наук (СПИИРАН), которое располагается в историческом здании, Рафаэль Юсупов в свое время тоже окончил эту Школу, и поэтому всячески способствовал открытию музея.
В одном из помещений открыт именной зал академика Лихачева.
Экспозиция музея постоянно пополняется. Каждый предмет дышит.
На нас глядят подлинники, а не искуственные муляжи. Бесценные фотографии, значки и медали, фолианты в кожаных переплетах, личные вещи, школьная атрибутика. Особая атмосфера, именовавшаяся как «майский дух», живет и сегодня. И вы её сможете ощутить.
Судя по книге отзывов, в музей приезжают гости из Берлина, Киля, Линца, Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Сеула, Софии, Турина, Улан-Батора и даже австралийских Сиднея и Брисбена! Если и вы захотите ознакомиться, как сохраняются замечательные традиции в самой важной области – образовании и воспитании, то непременно загляните по известному адресу. Кстати, в сети
работает виртуальный проект «Общество Друзей Школы Карла Мая» (
http://new.vk.com/karlmay,
http://new.vk.com/club34510190), где можно записаться на экскурсию.
Но ни один сайт, ни одна даже самая ценная книга не заменят вам личное знакомство с прекрасным человеком, знатоком истории Никитой Владимировичем Благово.
Ольга Голубцова
Фото автора
Версия для печати