Работа на стыке искусства и дизайна от школьников останется в северодвинской школе, а выпускники уйдут в самостоятельное плаванье…
Я поведаю эту историю прошлого года изнутри, так как участвовала в ней лично. Проект «АРТ-ЛАБ» прошёл всего в пяти городах Северо-Запада России: в Северодвинске, Воло-где, Заполярном, Олонце и Санкт-Петербурге. Всего в международном проекте, который организовал «Гёте-институт», приняло участие более 300 школьников. Нашей школе №6 города Северодвинска повезло участвовать в нём. Более того, наши 10-е классы были во-влечены в гущу событий.
Мы создавали проекты по формированию школьной культуры и улучшению школьного пространства и даже забыли об уроках! С режиссёрами, художниками, архитекторами, дизайнерами, драматургами и экологами мы размышляли на тему «Что я могу улучшить в своей школе?» и реализовывали собственные идеи в проекте. Это была реальная возмож-ность повлиять на повседневную среду и получить положительный опыт участия в соци-альных и художественных инициативах.
Говоря бюрократическим языком, проект познакомил нас «с новой для России моделью проектной работы, когда ученики становятся активными участниками творческого про-цесса», самостоятельно принимающими решения и воплощающими задумки, а учителя выступают в непривычной для них роли вдохновителей.
Четыре группы учеников нашей 6-й школы за неделю должны были создать проекты по направлениям архитектура, танец, взаимодействие и графика. Самый амбициозный из четырёх проектов - это рекреационная зона. Из неё десятиклассники решили сделать «комнату отдыха» для себя: «Нам в период перемен иногда всё-таки хочется отдохнуть, посидеть где-нибудь, чтобы это не было в коридорах, где бегают младшие классы и достаточно шумно, мы решили создать такое релакс-пространство». На макете подиум, который можно использовать как скамейку, передвижные столы и стеллаж для настольных игр. Директор школы идею не задробила, одобрила.
…Начинается всё с общего сбора в школьном актовом зале, где нас ближе знакомят с пе-дагогами и проектом. Итак, просим любить и жаловать:
Катарина Ива Нагель, Берлин – педагог группы «Другое пространство: танец».
Под её чётким руководством ребята создадут собственные творческие акции, которые по-зволят зрителям по-новому взглянуть на знакомые школьные пространства.
В общении проблем не будет, так как Катарина приехала с переводчиком, да и сама она владеет не только немецким, но и английским.
Наталья Лукомская, Москва – педагог так называемых «архитекторов». Группа «Визуаль-ные перемены: пространственные объекты».
С ней ребята попробуют изменить одно пространство в школе, разработают объект, кото-рый сделает школьное пространство индивидуальным.
Екатерина Ярунова, Северодвинск – педагог группы, в которой работала и я, «Визуаль-ные перемены: цвет, графика, текст». Мы – «художники».
Мы попробуем внести визуальные перемены в интерьер школы. Вместе исследуем поме-щения и выберем места, более всего нуждающиеся в новом взгляде, а так же разработаем эскизы и преобразим несколько локаций в школе.
Юлия Осеева, Санкт-Петербург – последний, но не по важности, педагог. Группа «Соци-альное взаимодействие: документалистика».
Ребята посмотрят фильмы и спектакли, созданные в документальном жанре, чтобы обу-чаться через них. Освоят такую технику, как интервью: научатся с ней работать, а потом будут самостоятельно интервьюировать тех, кто им интересен и важен.
Сначала мы разошлись по кабинетам, чтобы познакомиться и решить, какие ставим цели, обсуждаем проблемы и свои страхи/опасения. Затем проводится инструктаж по безопас-ности, после которого мы все идём по школе и выбираем места, которые будем в течение недели преображать. Делаем наброски и разбиваемся на группы для работы.
Первые два дня у нас уходят на детализацию проектов и выбор тех, с которыми мы и бу-дем работать. В итоге из четырёх изначальных мы выбрали два, которые и презентовали администрации школы. За такими делами прошёл день, в конце которого наш тьютер (так иначе называются педагоги в проекте) отправляется в магазин за материалами - красками, маркерами, карандашами, линейками.
Со среды начинается самое интересное – работа на локациях. Необходимо расчертить стену, застелить полы и заклеить скотчем границы, чтобы ничего не запачкать краской и работа смотрелась аккуратнее. Далее переходим к грунтованию стен, покрытию их белой краской.
Постепенно пространства начинают обретать своё «Я», проходящие мимо учителя - хва-лить нашу работу, а мы – превращаться в настоящую команду. Нашлись и критики, кото-рым не нравился «модерн» нашего пространства. Они фыркали и скептически высказыва-лись о художественной ценности «пёстрых стен».
Но неделя прошла. Даже не так. Она пролетела, а мы и не заметили. Вот уже и пятница, а с ней и презентация проектов, но мы «на ура» справились со своей задачей. И, хоть мы не успели придать своим работам финальный блеск, это не значит, что мы не сможем это сделать в свободное от уроков время, ведь с директором мы уже договорились.
Это была настоящая лаборатория школьников на стыке искусства и дизайна. Мы наслаж-дались свободой творчества. Но главное – самостоятельность, вот этому научил нас про-ект в значительной мере.
Координатор международного проекта «АРТ-ЛАБ» Юлия Почелуева сказала: «Цель в том, чтобы у участников была возможность именно самим прийти к решению, что им хо-чется поменять и самим реализовать это.
Они сами составляют смету, подбирают материалы, смотрят в какой типографии удобней что-то напечатать, вот одна группа посчитала бюджет и решила, что им на что-то не хва-тает денег и договорилась с завхозом, что они сдадут металлолом, который школе не ну-жен, чтобы использовать эти деньги на свой проект».
Поскольку город у Белого моря Северодвинск небогат на художественные события, наш «АРТ-ЛАБ» всю неделю пользовался вниманием прессы. К нам приезжало телевидение. Много сюжетов и интервью показали на областном экране. А я подготовила репортажи в городскую газету «Воробей».
Обновленные рекреации в нашей школе понравились почти всем ребятам и гостям. Возможно, из творцов креативных школьных пространств вырас-тут новые гении с мировым именем.
До сих пор, глядя на яркие стены, мы радуемся тому, что смогли оставить след в форми-ровании школьной культуры.
Анна Сораче
Фото из архива проекта
Версия для печати