Размышления о создании условий для «неограниченной» жизни.
Довольно часто термин «особые потребности» путают с термином «ограниченные возможности здоровья» (ОВЗ). Однако люди с особыми потребностями не всегда имеют ОВЗ.
Особые потребности есть у маломобильных групп населения: малолетние дети и их сопровождающие, пожилые люди, люди с временными нарушениями здоровья, и, собственно, инвалиды. Также они есть у малоимущих и детей-сирот.
Я не буду говорить лишь о том, что всё в нашей стране создаётся для людей. Тем более, для «особенных людей», как теперь называют людей с особыми потребностями. Подтверждения можно найти в кинематографе, в книгах. Это если опустить жизненные случаи и ситуации, рассматриваемые в СМИ, как сами собой разумеющиеся.
Например, фильм «Класс коррекции», снятый по мотивам одноимённой повести Екатерины Мурашовой, поднимает тему нетолерантного отношения к людям с ОВЗ. Девочка-колясочница Лена Чехова переходит после домашнего обучения в общеобразовательную школу, где на неё обрушиваются все «прелести» этой жизни. Неприязнь со стороны уборщицы, которая списывает полосы в коридоре на то, что девочка ездит по школе на коляске. Плохо скрываемая ненависть одноклассников. Предвзятое отношение комиссии, принимающей решение о переводе подростков в общеобразовательный класс. При прохождении Леной комиссии принимается решение о том, чтобы оставить её в классе коррекции (который огорожен от остальной учебной части железной решёткой, что ещё раз доказывает социальное отделение увечных людей), так как считают её едва ли не умственно отсталой из-за её отличия.
Ещё одним ярким примером можно считать книгу Джоджо Мойес «До встречи с тобой». Парализованного Уилла Трейнора два года назад сбил мотоцикл и с тех пор он прикован к инвалидной коляске. Непонимание со стороны родителей, нежелательная помощь (или вообще её отсутствие) от окружающих в сложных ситуациях, снисходительно-презрительное отношение всего окружающего мира. Например, когда коляска застряла на газоне перед скачками.
Но всё же, несмотря на это, особенные люди могут наравне с остальными группами населения реализовывать свои интересы, ценности. В общем, участвовать в социальной жизни.
СМИ постоянно освещают информацию о различных мероприятиях и акциях, направленных на улучшение уровня жизни особенных людей в разных странах: например, в Казахстане инициативная группа волонтёров ежедневно раздаёт нуждающимся горячее питание; в рамках программы «Доступная среда» создаются условия для обеспечения маломобильным группам населения доступа к информации, транспорту.
Что же касается детей-сирот, то мне посчастливилось лично познакомиться в Северодвинске с несколькими из них и, основываясь лишь на собственном опыте, могу сказать, что они ничем не отличаются от остальных моих знакомых. Да, возможно, у них есть проблемы с доверием, но разве это их вина? Напротив, гораздо свободнее общение тогда, когда ты не боишься сказать что-то не то. Человек чувствует, когда ты с ним на равных и именно в такой обстановке, а не в атмосфере излишней сердобольности и сочувствия, он раскроется сильнее всего.
Часто мы можем услышать, что люди с особыми потребностями глубоко несчастны. Однако мне кажется, что это не так. Действительно, не каждый такой человек – знаменитый на весь мир Ник Вуйчич, но многие из них настолько оптимистичны, что просто поражаешься.
Подводя итоги, можно сказать, что постепенно создаются условия для социальной жизни людей с особыми потребностями, и в скором будущем социальное расслоение общества сведётся к нулю, общество станет толерантным, и все будут включены.
Анна Сораче, школа №6, г. Северодвинск
Версия для печати