Постичь ремесло, примерить на себя традиционный для Руси промысел – ваяние из глины – чем не новый взгляд на саморазвитие?! И как радостно взять в руки плошку, самолично слепленную, и испить из неё чайку. Здоровья прибавляется!
Весна в разгаре, а северная природа кажется неживой и невзрачной. Но следы пробуждения ото сна в каждом крике пролетающей птички, в каждой ягодке, перезимовавшей на кусту. Снег сошел. Серо. Сдержанная красота природы и нелегкий быт. Самое время отправиться к истокам. Всплеск интереса к народной культуре поддерживают немногочисленные пока уроки мастерства, которые предлагают гостям знатоки поморских промыслов. В любви и уважении к малой родине поморы растили своих детей. Уроки чудесного превращения куска глины в изящный сосуд можно получить в Северодвинске, и они популярны. Но мы отправились в Большие Корелы, к гончару Михаилу Шумилову.
Гончарный урок длится около двух часов. Первое, что поражает в мастерской, невероятная красота, и тут сразу задаешься вопросом, а разве это глина? Кружки, чашки, ладки, кадильницы, сахарницы. Есть два вида обжига. Гончар Шумилов использует метод чернения. Посуда получается блестящая, изящная, благородная на вид. На полках притулились привычные, коричневых оттенков, плошки, птички-свистульки. Можно и не гончарить, а просто купить авторский экземпляр. Но мы-то собрались примерить профессию на себя.
Как из куска бесформенной глины создается красота? Шумилов рассказывает, что глиняная посуда в быту была известна с эпохи неолита. Теперь в доме каждого есть какая-никакая глиняная плошка.
Самый первый шаг – добыть глину. Это только кажется, что её полно. Специфические места с пригодными для гончарного дела залежами надо все-таки знать. Вначале – отмучивание, приготовление глины. Процесс нескорый. Нудный, я бы сказала. Ванну заполняют водой на две трети, укладывают глину и размешивают болтушкой. Все камушки, гравий, жучки-паучки отходят. Дальше масса пропускается через сито и очищается.
Отмучились? Гибкий и пластичный кусок, похожий на пластилин, легко режется ножом. У Шумилова есть даже своя авторская печать, на каждое изделие гончар её припечатывает. А пока показывает дальнейшие действия: «Аккуратненько рукой ведем по мягкому краю будущей кринки, ногой делаем вот так, готово». Ах, как просто. Но усевшись за гончарный круг, закатав рукава повыше, понимаешь, урок – только «введение в профессию».
Руки испачканы по локоть в глине. А тарелочка уже приобретает гармоничные черты. Снять её с гончарного круга – тоже искусство. Я срезала нитью точно, не повредив донце. Поставив рядом две вещицы – одну, слепленную вручную, другую с гончарного круга, - сразу замечаю разницу. Насколько хороша, правильна по форме и безупречна диаметру вторая! Теперь готовые изделия должны отправиться в печь. Обжиг длится десять часов. И чудесное превращение гарантировано. Можно устраивать на почетное место в кухне.
Глиняной посудой не просто пользуются – чайку ли из кружки попить, конфеток ли в вазочку насыпать, но и готовят в ней в духовке. Наша поморская традиция в реале возрождается – рыба, запеченная в ладке, получается сочной и вкусной. Посуда долговечна при соблюдении главного условия – не ронять её на пол. В гостях у гончара понимаешь, насколько важно, какими руками и с какими мыслями сделана посуда, из которой мы едим.
Ольга Голубцова
Фото автора
Версия для печати