Сегодня очень популярны необычные экскурсии и выставочные экспозиции. Найти нечто особенное можно рядом, не замахиваясь на Амазонку. И провести почти весь день в золотых чертогах? Возможно! И где? Не догадаетесь ни за что! На Витебском вокзале Петербурга! Он недавно предстал по-новому после реставрации и реконструкции. И оказалось, что этот вокзал буквально создан для интересующихся историей.
На месте бывшего Царскосельского вокзала воссоздана атмосфера той далёкой поры, когда Франц Антон Фон Герстнер спроектировал и построил первую железную дорогу в России (открыта 30.10. 1837). Памятник ему установлен в одном из залов. Франц сам в качестве машиниста вёл паровоз «Проворный» первым рейсом! Пассажиром был император – Николай I.
Сейчас воссоздан Витебский образца 1904 года – обилие металла. Чугун. Заклёпок множество. Рационально внутри. Гигантский вестибюль с парадной мраморной лестницей. Купол. Арки. Кованые решетки. Ажурные винтовые лесенки. Витражные окна.
По-царски богато! Название Витебский – по именованию конечной станции, имевшейся на тот самый момент окончания постройки вокзала. И тогда, уже тогда, были запущены электрические лифты! Всего их изначально было 12 – грузовые (багажные), пассажирские, для инвалидов, и даже (держитесь) для перевозки лежачих больных. Новаторство и прогресс! Вот когда начинали создавать в России по-настоящему «Комфортную среду»! Просто ахаем, что ещё тут добавишь!?
Вокзал любим кинематографистами и знаком нам по фильмам. Здесь снимали «Вокзал для двоих» (эпизоды), отечественного «Шерлока Холмса», «Анну Каренину», «Брат», «Улицы разбитых фонарей», многие сериалы о Первой Мировой войне.
А у здания вокзала стоит памятник в честь солдат, отправлявшихся на фронты Первой Мировой. Именно отсюда отправлялись на войну эшелоны. Еще одна ниточка в историю.
Зал первого класса теперь стал общественным пространством. С огромным успехом здесь прошла в конце года выставка моды: на Витебском вокзале бесплатно показывали восхитительные платья в стиле модерн из собрания Александра Васильева. Поток посетителей не иссякал. Причина такого интереса? Всё гармонично слилось воедино – мода, события и даже само здание вокзала, построенное в начале 20-го века Станиславом Бржозовским в стиле модерн!
Вся выставка была посвящена моде именно эпохи модерн (стиль ар-нуво существовал во Франции, югендстиль был в Германии, а в России – модерн). С Первой Мировой в 1914-м приходит рококо. И вот мы среди этого многообразия: сумочки, кнопочки, пелеринки, жабо, манто, шляпы и зонтики... Пышное барокко. Кружева, шелка. Кринолины. Шнурованные корсеты... Сноровка, плавность движений, осанка….
Увесистый саквояж-косметичка со стеклянными банками-кремами, щетками, щипчиками, крючком для поднятия петелек (видимо, на плетёных кружевах) и щипцами для завивки волос. Самостоятельно хрупкой даме не утащить… Платье вечернее, бальное, чайное, прогулочное, дорожное, визитное, зимнее. И дорожный сундук забит под завязку. Сразу складывается впечатление, как одевались и путешествовали дамы в те далёкие времена (годы правления Александра III и Николая II).
Очень хочется верить, что выставочный проект вокзальной жизни будет продолжен новыми впечатляющими экспозициями! И мы, вновь вернувшись в Петербург, будем снова и снова приходить на экскурсии на… вокзал!
Ольга Голубцова
Фото автора
Версия для печати