35-я, береговая, символ мужества и стойкости, отваги и любви к Отечеству.
Раздирающий душу рассказ экскурсовода без официального пафоса. 10-кратное превосходство врага. 252 дня ураганный огонь. Бесстрашие. Несокрушимость. И…безнаказанная трусость. Негодование. Всё вперемежку.
Музейный историко-мемориальный комплекс героическим защитникам Севастополя "35-я береговая батарея". Казематы. Пантеон Памяти. Некрополь. Часовня. Почти восемь гектаров земли. Каждый сантиметр обильно полит кровью. Это последний рубеж героической обороны Севастополя. Факты кричат от острой боли.
… Непрестанно работали цеха по производству боеприпасов, но катастрофически не хватало шёлка-сырца (натуральным шелком изнутри прокладывались гильзы снарядов крупных калибров, чтобы порох быстрее и лучше воспламенялся). И женщины несли свои последние шелковые платья и крепдешиновые блузки.
… Питьевой воды совсем не осталось. Зато были тысячи бутылок с шампанским. В штольнях инкермановского завода укрывали раненых, шампанским промывали и дезинфицировали раны. Шампанское заливали в радиаторы автомобилей и танков. На шампанском готовили кашу. Шампанским умывались. Стирали. Везли в окопы на передовую для утоления жажды. А бутылки использовали для зажигательной смеси «коктейля Молотова», способного прожигать броню танков.
… В военном подземном госпитале было прооперировано 90000 раненых. Я не ошиблась с нулями. Именно девяносто тысяч. Половина снова встали в строй.
Два аварийных выхода соединяли батарею с берегом моря. Экскурсанты опускаются на глубину 28 метров и идут по лабиринту к командно-дальномерному посту (КДП). Башня батареи с КДП соединялась подземными потернами (туннелеобразными проходами). Этим маршрутом каждую ночь смельчаки шли за морской водой. Другой не было. А море у берега было красным от крови. Но чтобы выжить, участники обороны с чайниками в руках пробирались к прибою, прямо по трупам, и набирали эту воду с кровью. «Пить, пить», - просили раненые. Их мучила жажда.
Оборонявшиеся свято верили в Победу, но сомневались, выживут ли сами. И стояли до последнего. Это была другая жажда, жажда Победы.
Третий штурм был самым жёстким: по батарее было выпущено 177 снарядов и сброшено 120 авиабомб.
Отсюда спешно эвакуировался весь Военный совет Севастопольского оборонительного района. Когда командование покинуло город, его защитники приняли свой последний бой, и 2 июля башенная батарея № 35 была исключена из состава Военно-морского флота, как погибшая при выполнении боевых заданий. В Севастополе оставалось до 17 тысяч раненых.
Список найденных и установленных имён последних защитников Севастополя, находившихся здесь в июле 1942 года, включает 40000 человек. В этом скорбном перечислении я нашла сразу трех своих однофамильцев.
Мы не забудем это необыкновенное мужество. Мы не простим этот обыкновенный фашизм.
Комплекс создан благодаря небезызвестному Алексею Чалому, «народному мэру» Севастополя. Об этом не говорят на экскурсии, но в ответ на прямой вопрос подтверждают информацию. В цифрах только расходятся, но это миллионы личных средств предпринимателя А. Чалого.
Музей работает ежедневно с 10 часов утра. Добраться сюда, на окраину Севастополя (близ Казачьей бухты) можно общественным транспортом. Посещение – бесплатное. Даже в будние дни каждые 30 минут набираются полные группы экскурсантов.
Ольга Голубцова
Фото автора
Версия для печати