На обсуждение нашумевшей картины в городском Киноклубе собрались журналисты:Елена Никитина и Екатерина Курзенева (газета «Северный рабочий»), Юлия Новикова (радио «Модерн-Северодвинск»), Дина Дарсалия (газета «Трудовая вахта»), психоэколог Наталья Курбан. В обсуждении участвовала директор кинотеатра «Родина» Наталья Казнина. Встречу вела Ольга Голубцова (интернет-портал «Беломорньюс»).
Экспертом на этот раз выступил командир поискового отряда военно-исторического клуба «Эдельвейс» Александр Щетнев. Много лет он занимается поисковой работой и литературным творчеством.
В своем рассказе «Мотылек» Александр пишет: «Солдаты часто подают нам знаки. Знаки бывают разными. Это может быть и поющее дерево, и птичка, поющая необычным голоском, и даже силуэты и голоса. Таких случаев много, и это необъяснимо, объяснимо это только тем, что там, в боевых лесах, огромное энергетическое поле - мертвое энергетическое поле. Кладбище, на котором нет имен, званий и табличек, и нет похороненных. Странно: кладбище и нет похороненных! Кладбище павших солдат, которые ноют и кричат, кричат и ноют не от боли - боли уже нет. Кричат о том, что их забыли, кричат о том, чтобы их нашли и похоронили по-человечески, как полагается солдату. Каждый солдат хочет, чтобы его нашли, хочет подняться из этой гиблой земли, из сырого окопа и воронки, и это неупокоенные души, тысячи тысяч неупокоенных героев. Вот и говорят они нам и подают знаки: «Найди меня. Я здесь лежу».
Кредо жизни Александра: «Война не закончена, пока не найден последний солдат». По его мнению, подвергать сомнению значение фильма «28 панфиловцев» в деле воспитания подрастающего поколения – кощунство. Александр рассказал журналистам о новой выставке в своем клубе «Окопное творчество»: все экспонаты найдены во время поисковых работ на Синявинских высотах и в лесах Карелии. В окопах люди не только умирали, но и жили. А в фильме все реально показано - от ложной позиции до коктейля Молотова.
Несмотря на то, что у северодвинской журналистики нынче «женское лицо», дискуссия о фильме про войну получилась очень интересной.
1941. Как отстаивали советскую столицу. Тысячи молодых ребят свезли в теплушках – из Сибири, с Севера, из Союзных республик. В суровую зиму. В беспощадную молотилку. Без оружия, без теплого обмундирования, без горячего питания. И сомневаться не приходится: все они были «в розовых очках», любили страну и готовы были отдать свои жизни за Сталина и за Родину. Панфиловцы. То были стреляные воробьи, не наспех собранная дивизия. Они уже подставляли плечо друг другу там, в Казахстане на восточных рубежах.
Народный фильм. Или все же полународный? Разные бюджеты у мастеров кинематографа. Сняли так, на сколько хватило. Собрали 30 миллионов сами + 30 миллионов выделило государство. Всего-то рублей, не долларов. А кино получилось достойное.
Кстати, северодвинец Андрей Фокин, пожертвовавший на фильм миллион рублей, так и не пришел на Киноклуб, хотя обещал, но в последний момент отказался, чем вызвал общее недоумение. Но, как говорится, «мавр сделал свое дело….». Не счел нужным объяснять свой поступок, и так всем ясны мотивы.
Миф. Либеральная общественность негодует – показаны какие-тосверхлюди. А, может, такими и были защитники Москвы, раз удалость отстоять столицу? И что огорчает: противники фильма тоже стоят насмерть и хотят биться за «историческую правду» до конца.
И вот, на фоне разгоревшегося спора («а был ли подвиг»), авторы захотели показать, что такое возможно: что 28 (или 30, 35, - неважно, ведь все понимают, что это метафора), 28 героев, 28 человек могли вести тяжелейший бой, это и человечески, и технически возможно. Они смогли! Вот почему во время просмотра не покидало ощущение, что это реконструкция боя.
Нет ни одного предателя в фильме (или хотя бы сомневающегося). Что это, отсутствие настоящего кино? В обществе звучат различные реплики. Ах, как хочется блокбастера! Ах, если бы был сильный голливудский режиссер! И был бы грамотный сценарист»! Не выписаны образы, герои показаны штрихами. Диалоги краткие. Но детали решают все. Это и есть та самая советская общность – не рванные, а цельные характеры. Советский характер – не миф, он был. Никакой фальсификации.
Нет ни одной женщины. Только мелькнувшая тень в сумерках, будто бы искусственно внедренный в обойму фильма образ. Женщинам не место на войне.
Война настоящая? Драма, трагедия – молодые ребята лишаются жизни. Несовершенство оружия в их руках налицо: лопаты, штыки, винтовки против могучей техники, против железных танков. Суперлюди против суперточной фашистской артиллерии.
Правдиво? Ад и ужас можно почувствовать и без рек крови. Последняя связка гранат в сильной мужской руке, и уже леденеет душа. Полная драматизма атака, когда танки утюжат поле. Слаженная бездушная машина «как танк прёт» - так ведь и «прёт» «Тигр» буквально!
«Велика Россия, а отступать некуда, позади - Москва». На самом деле так говорил политрук Клочков в бою или журналист Кривицкий объединил в эту фразу, ставшую крылатой, его мысли - не суть важно. Смысл: ни шагу назад - ясен.
Без фальши и пафоса показан здоровый патриотизм. Идти и смотреть! Фильм «28 панфиловцев» на экранах кинотеатра «Родина» и Кинозалов ЦУМа: показ продолжается!
Вера Звездина
Фото из архива ВИК «Эдельвейс»
Версия для печати