Не так давно мне довелось участвовать в двухдневном семинаре «Организация бесперебойной работы редакции в стиле Multi-platform. Методы и инструменты», который прошёл в Архангельске в конференц-зале отеля «Пур-Наволок».
Организатором этого значительного для местной прессы события являлся Институт региональной прессы (Санкт Петербург) при поддержке Северного центра журналистики (Дания). Ведущей семинар была очаровательная Анет Новак - исполнительный директор, Шведский Интерактивный Институт, Стокгольм, Швеция. Переводила весь процесс обучения и отвечала за организацию – профессионал своего дела- переводчик Виктория Пьянкова.
На семинаре затрагивалась актуальная тема перехода СМИ в новые форматы работы с читателем. Некоторыми мыслями, идеями и даже открытия прозвучавшими за эти дни в стенах учебного зала хотелось бы поделиться.
Насколько мы готовы к новым технологиям, а может быть, мы боимся их?! Если вы хотите привести людей вашей компании в светлое цифровое Будущее, то сами сначала должны там оказаться, либо найти компетентных специалистов, которые вас туда приведут.
Схема работы проста: Поиск-Структура-Реализация идей. Для эффективности необходимо использовать специальные креативные программы для структурирования идей путем их визуализации, применять «Карты сознания», например таковые использует программа TRELLO. Идеи всегда витают в воздухе. Любую идею можно нарисовать и проработать в группе – так проще рассмотреть конечный результат, к которому вы можете прийти.
Важно внимательно оценить готовность персонала вашей организации к инновациям. Как правило, в любом коллективе есть часть «неулыбчивых», которые всегда недовольны требованием изучать новые инструменты, развиваться и есть часть «улыбчивых», которым даже не надо разъяснять новые идеи - они сами их подхватывают на ходу, сохраняя при этом позитивный настрой и динамику в работе! Вот из таких «оптимизаторов» и надо создавать ролевую модель для организации, предоставляя им лидирующие позиции, отправляя на мастер-классы, добавляя дополнительные «плюшки» к их опциям одним словом.
Всё большую популярность в работе СМИ принимает модель Со-творчества с читателем. Кто сейчас может быть автором? Теперь в создании материала участвует не только журналист, но и талантливый блоггер, фотограф, видеограф. Необходимо сдвигать приоритеты - ваш потребитель должен стать во главе угла.
Своих читателей надо изучать, спрашивать их, интересоваться их мнением по актуальным событиям: Кто он? Где он? Что он делает? Они находятся в разных контекстах - пляж, работа, диван, авто - надо смотреть на читателя в контексте.
Если вы в будущем хотите иметь успех, то необходимо проявлять эмпатию - сопереживание, обращаться к личности человека, к темам, которые могут затронуть его душу, к темам, которые объединяют людей. Всё больший интерес получают репортажи, где рассказывают истории о конкретных людях. Зачем рассказывать человеческие истории? Чтобы читатель умел понимать и принимать других, чтобы учиться на чужих ошибках, получать поддержку, проявлять благотворительность.
Шведские футурологи утверждают, что мы находимся на пути к Обществу мечты. Один из них - политолог Рольф Йенсен - экс-глава Копенгагенского института футурологии. Он разработал концепцию, где утверждается, что информационное общество должно уступить место Обществу мечты, как ему уступило место индустриальное. Это новое общество, в котором компании и отдельные люди будут преуспевать на основе своих историй, а не вследствие обладания информацией. Общество мечты не за горами. Его признаки стали появляться во многих отраслях мирового бизнеса.
Более того: информационному обществу отпущено меньше, чем предыдущим, так как темпы развития ускоряются. В новом Обществе мечты эмоции и воображение станут такими же востребованными и значимыми, как информация в предыдущем. Так устроено человечество, что мы хотим быть продолжением чего-то значительного, хотим прикоснуться к чему-то интересному, историческому. И поэтому из массы проектов будут выделяться те, в интонации которых создана особая атмосфера.
Самый ценный вывод, который был сделан на семинаре: «Инновация - это переход из одной точки в другую», сама по себе она не произойдёт. Это процесс, который необходимо структурировать, делегировать полномочия. Но при этом уметь радоваться неудачам, ведь это значит, что вы попробовали и теперь знаете, как не работает! Никогда не надо замалчивать неудачи, их надо разбирать и пробовать снова!
Необходимо всегда двигаться, всегда иметь возможность меняться, осваивать новейшие технологии, но в погоне за рейтингом не забывать о простых человеческих ценностях!
Наталья Курбан, специалист по социальной адаптации, психоэколог, редактор сайта «Социогуманитарные технологии»
Версия для печати