Так называлось интервью с актрисой театра и кино, кинорежиссёром, сценаристом и продюсером Верой Глаголевой, которое было опубликовано в нашем журнале «Модерн» в 2011 году. А вчера заслуженная и народная артистка России Вера Глаголева ушла из жизни, ушла в даль светлую.
… Я познакомилась с ней нежданно-негаданно. И подружилась. В 2010-м году моя коллега и подруга Лена Ищенко брала интервью с Верой Витальевной на радио «Атлантика» в Мурманске, где В. Глаголева представляла свой новый фильм «Одна война», и Лена рассказала ей о моей книге «Любовь по ленд-лизу», и более того – передала ей ту самую книгу. А Вера, едва прочитав в самолете между Россией и Канадой, дозвонилась сама до меня. Вскоре мы встретились в Москве, обсуждая детали будущего совместного проекта.
Время для кинематографистов нелегкое – поиски финансирования как составляющая часть творческого проекта – значительный тормоз. Но мы и не спешили. Находились какие-то варианты, рассматривали их и опять откладывали, но из своих жизненных планов не убирали. Оказавшись в Исландии, Вера Витальевна шла в музей союзных конвоев, много фотографировала, присылала мне снимки – а вдруг пригодится, и продолжала проникаться темой.
С Верой было легко общаться – не заносчивая, по-человечески легкая, по-женски милая, очень внимательная, искренняя и не равнодушная. Поздравления к Новому году, к дню рождения стали традиционными в нашей переписке.
Как журналист я не могла упустить шанс и дважды я брала у нее интервью – для нашего северодвинского журнала «Модерн» и петербургского «Деловые партнеры».
Счастливая мать, счастливая жена, счастливая бабушка, замечательная актриса - 60 лет, 60 ролей, талантливый продюсер и режиссер – 6 пронзительных фильмов. Мы нередко созванивались. Переписывались.
Встречались в Москве. Новые планы, новые дали, новые фильмы… Ничто не предвещало беды. Еще в прошлом году она ехала в Хабаровск, Керчь, а я мечтала, что найдет время, и мы устроим с ней встречу для зрителей в Северодвинске. И мы обсуждали и планировали такую встречу.
Тем неожиданнее была вчерашняя сокрушительная новость – Веры Глаголевой не стало. Спасибо Судьбе за счастливые мгновения личного общения!
В память о В.В. Глаголевой публикуем часть интервью 2011 года.
Вера Глаголева: меня ведёт сама Судьба
Имя этой актрисы в советских ещё фильмах печаталось крупным шрифтом в заглавных титрах, а роли, даже эпизодические, она исполняла крупным планом и талантливо. От того и была любимой всей киноаудиторией страны. С годами эта любовь стала только шире и крепче.
Мы задали Вере Глаголевой ряд коротких вопросов и получили вот такое искреннее блиц-интервью.
– Париж или Пекин?
– Европа всем нам ближе по внутреннему ощущению. А к Китаю я отношусь настороженно.
– Утро или вечер?
– Вечер, но не сумерки! Всё живее вечером – встречи, мероприятия. Кипит полноценная жизнь!
- Газета или Интернет?
- Уже Интернет. Ведь за газетой надо идти в киоск, покупать.
- Лыжи или теннис?
- Стрельба из лука! Занимаюсь этим с 14-ти лет. Уже в 15 сдала норматив Мастера спорта СССР по этому виду спорта.
- Настоящее или будущее?
- Я не мечтатель по жизни. Ничего наперёд не задумываю. Поэтому выбираю настоящее.
- Вера или Надежда?
- Вера! Живём в настоящем, поэтому очень важно иметь веру в будущее.
- Традиция или новация?
- Традиция. Это у меня от родителей.
- Врубель или Суриков?
- Здесь уступаю новации, но односложно ответить не могу: признаю направления творчества и того, и другого художника.
- Рембрандт или Дали?
- Неповторимый Рембрандт.
- Пикассо или Клее?
- Не могу признать себя поклонницей Пикассо.
- Бах или Шнитке?
- Есть удивительная сила воздействия в музыке Баха, но важно и то, что слышу у Шнитке.
- Евтушенко или Бродский?
- Евтушенко. Он жил и выжил в непростое время. И поступал всегда по совести.
- Опера или балет?
- Балет! Всё же моя старшая дочь – балерина.
- Большой или Мариинка?
- Большой. Хотя и Мариинка всегда нам близка: в Вагановском училась Анна.
- Любовь или дружба?
- Дружба. Это более надёжно. За любовь иногда принимают другое чувство – её может подменить страсть. А когда страсть сгорает, то от неё ничего не остается…
- Закон или справедливость?
- Справедливость. Потому что закон не всегда справедлив.
- Стакан наполовину полон или наполовину пуст?
- Наполовину пуст. Но, несмотря на это, я по натуре – всё же оптимист!
- Патриот или космополит?
- Космополит, хотя патриотом быть правильно. Мне мешает знание истории тоталитарного государства – репрессии 30-40-х, когда было причинено столько страданий ни в чём неповинным людям.
- Планирование или экспромт?
– Когда многого хочешь и планируешь выполнение желаний, но что-то вдруг не получается, становится печально, поэтому выбираю экспромт!
– Уютно или некомфортно в 21 веке?
– Однозначно не могу ответить – по-разному. Есть нелепости, которые дико раздражают. Есть люди, которых несправедливо возводят в Кумиры. Есть столько природных катаклизмов. Всё это мешает ощущать себя комфортно.
– Успех или рефлекс цели?
– Меня ведёт сама Судьба, и всё решает его Величество Случай.
– Какова ваша краткая характеристика состояния отечественного кино?
– Всё относительно. Всё чаще кинематограф крутится вокруг развлечений: людям хочется отвлечься от тусклой обыденности. Много фильмов низкого качества. Хотелось бы, чтобы в нашем кино рождалось больше Личностей.
Интервью взяла Ольга Голубцова
Строки биографии
ГЛАГОЛЕВА ВЕРА ВИТАЛЬЕВНА
Актриса театра и кино, кинорежиссер. Заслуженная артистка Российской Федерации (1996). Родилась 31 января 1956 в Москве. В кино начала сниматься сразу после школы. За счастливым началом актёрской судьбы не только простое везение, но и труд, и усердие. Играла в фильмах: На край света (1975, Враги (1977) , В четверг и больше никогда (1977), Не стреляйте в белых лебедей (1980), О тебе (1981), Звездопад (1981), Торпедоносцы (1983), Выйти замуж за капитана (1983), Я сама (1993), Бедная Саша (1997), Зал ожидания (1999), Женщин обижать не рекомендуется (2000). Актриса стала обладательницей ещё одной интересной творческой профессии - кинорежиссёр. Один из лучших ее фильмов «Одна война». Он завоевал призы более чем тридцати кинофестивалей.
На Международном 33-м кинофестивале в Каире фильм получил высшую награду.
Момент награждения
С продюсером центра «Хорошо продакшн» Натальей Ивановой
Среди зрительниц 33-м кинофестиваля в Каире
Счастливая мать
У Веры Глаголевой три дочери: Анна, Мария и Настя. Старшая Анна – балерина, танцует в Большом театре. Параллельно снимается в кино («Воскресный папа», «С ног на голову», «Русские в городе ангелов», «Тайна Лебединого озера»). Мария стала компьютерным графиком. Настя ещё подрастает.
Фильм «Одна война»
На удивление честное, сильное и целостное кино со зрительскими слезами и состраданием – всё, как и положено, когда речь идёт и войне и о любви одновременно.
Фильм не очерняет историю и в то же время не превращается в мелодраму. Успех – в сочетании многогранного опыта и тонкой души режиссёра. Мы беседовали с Верой Витальевной 10.10.10, и этот день стал для неё особенным (магия цифр?): на Международном румынском кинофестивале в Бухаресте фильму «Одна война» была вручена очередная награда - 30-й по счёту приз!
По признанию Глаголевой, когда она снимала кино, у неё не было в мыслях продолжать тему, но когда она прочла книгу Ольги Голубцовой «Любовь по ленд-лизу», то решила сделать дилогию.
Фото из архивов Веры Глаголевой и продюсерского центра «Хорошо продакшн».
Версия для печати