Знакомство с Крыловским научным центром для гуманитария – это взрыв мозга!
Искомый объект расположен в Петербурге поблизости станции метро Звёздная и впечатляет сразу хотя бы занимаемой площадью. Уже у входа царит атмосфера строгости, чёткости и порядка.
Для себя сразу ставлю в уме «закладку» - садовник хорошо поработал. Аккуратные газоны, белёные поребрики, ряды самых разнообразных деревьев, иным по 80 лет: липы, тополя, лиственницы. «Старожилы» центра рассказывают, что в 90-е, когда были тяжелые времена у всех, вместо обеда молодые сотрудники выбегали в сквер и в яблочную пору сбивали румяные сладкие яблочки оттуда, что повыше, там и послаще, наедались вдоволь, и бывало домой по целому пакету «витаминов» собирали.
Визит в уникальный научный и старейший в нашей стране комплекс организовал для нас с коллегой Натальей Трофимовой из редакции газеты «Северный рабочий» сам директор Крыловском научного центра, доктор технических наук, сейчас научный консультант и помощник руководителя, Владимир Семёнович Никитин. С ним мы знакомы с северодвинских времён, когда он жил в нашем городе и был директором сначала НИПТБ «Онега», потом предприятия «Звёздочка».
Это в прямом смысле было не интервью с руководителем в кабинете среди дубовой мебели, а полновесная экскурсия с практическими элементами, погружение в тему полное. Спасибо, Владимир Семенович, мы прикоснулись к тайнам судостроения! Фотографировать было нельзя абсолютно ничего, и вот это для журналистов стало настоящим испытанием, но кое-что удалось заснять разрешённые позиции.
Экскурсию для нас провёл старший научный сотрудник, начальник группы истории НИИ, капитан 1 ранга Сергей Иванович Титушкин. В ходе наших длительных передвижений (на автомобиле, пешком не обойдёшь!) по центру были задействованы начальник отдела ходкости Валерий Борусевич, начальник по экспериментальной базе Александр Кузнецов, начальник сектора исследований ледовой техники Алексей Добродеев, начальник научно-исследовательского многофункционального тренажерного комплекса Александр Проняшкин, инструктор тренажёрного центра Евгений Воронин. Эти умнейшие и удивительно спокойные инженеры и испытатели мужественно терпели наши наивные вопросы, подробно отвечали и не ехидничали.
Например, как я представляла центр? Как обычный бассейн с несколькими дорожками, по которым плывут, раскачиваясь на естественных волнах, игрушечные кораблики с моторчиками и дистанционным управлением. О, всё оказалось гораздо сложнее и совсем по-другому! По-настоящему.
Крыловский государственный научный центр берёт отсчёт с 1894 года (создание). Зона ответственности центра сегодня – весь комплекс мореходных качеств, прочность, главные энергетические установки, акустические и электромагнитные свойства, ядерная и радиационная безопасность и определение облика кораблей и судов, удовлетворяющих необходимому комплексу этих качеств.
Начну издалека. В 1891 году в России было введено в оборот понятие «опытовые бассейны». Всем нам знакомый со школы великий учёный-химик, действительный тайный советник, Дмитрий Менделеев за два года создал бездымный порох и построил ледокол «Ермак» (впечатляющие факты)! И вместе с адмиралом Степаном Макаровым предложил поскорее строить бассейн для испытаний, чтобы начать отрабатывать теорию непотопляемости кораблей.
Вскоре начались испытания моделей судов, при этом исследовались и проблемы непотопляемости.
Академик Алексей Крылов, всемирно известный кораблестроитель, именно в честь его назван центр, стал в 1900 году заведующим первым «опытовым бассейном». Его научные разработки вопросов плавучести кораблей актуальны и сейчас.
Наряду с испытанием надводных кораблей, стартовали опыты с первой отечественной подводной лодкой «Дельфин».
Всех гостей центра после вводной лекции у музейного макета в первую очередь везут к глубоководному бассейну. Это самый длинный «опытовый бассейн» в мире. Здесь проводятся испытания крейсеров, подлодок, ледоколов (одним словом, всего, что «идёт» по воде). И вот уже я стою среди бесконечных цепей, проводов, труб на испытаниях сопротивления скорости судна, спроектированного для Азовского моря.
Испытываемые модели - уменьшенные в 41 раз копии оригинала с точностью до сотой доли миллиметра. Мы побывали в нескольких бассейнах, где испытывают эти модели судов, и даже поучаствовали в опытах: в мелководном бассейне проехались над рукотворной «рекой» на буксировочной платформе и увидели, как волнопродуктор создаёт и нагоняет волны.
На экскурсии по экспериментальной базе центра рассказали, что опытовый ледовый бассейн предназначен для определения ледовых нагрузок на морскую технику и её поведения в заданных ледовых условиях. Здесь нам предложили надеть шапки, закутаться в шарфы, ведь мы «отправлялись» в морозную зиму с температурой воздуха минус 20. За толстенной стеной искусственно наращивают лёд и испытывают с ледовыми нагрузками корпусы ледоколов и морских платформ. Длина 80 метров, ширина 10, глубина 2 и 4,5 метра и температура воды -0,6 градусов.
Таких бассейнов всего три в мире: есть ещё в Германии и финском Хельсинки. Центр выполняет заказы ведущих судостроительных компаний Великобритании, Франции, Норвегии, США, Японии, Южной Кореи, Сингапура и еще более 20 стран. Санкции отразились на работе, уменьшилось количество заказов, но постоянные иностранные заказчики стабильно верны и не изменяют, взаимодействуют, просто новых клиентов пока не прибавляется.
Но и своими проектами полон портфель центра. Испытания Крымского моста проводили здесь. Ледостойкие платформы. Плавучие буровые установки. В реалистично смоделированных условиях проектировали установку, которая поднимала со дна Баренцева моря затонувший «Курск». Именно специалисты центра произвели точные расчёты, сколько именно буксиров смогут вывести из доков Севмаша платформу «Приразломная». Хоть и стоит «Приразломная» на дне Печорского моря, но является морским судном, у неё даже собственная капитанская служба есть – специалисты для неё готовились тоже здесь.
Следуем дальше по экскурсионному маршруту. И глазу открывается уникальное архитектурное сооружение: купол, который держится на 32-х колоннах. Здесь находится циркуляционный бассейн диаметром 70 метров, что позволяет испытывать суда при криволинейном движении. Зеркальная, абсолютно спокойная поверхность. Глубина 6 метров. Своя дренажная и очистительная система. Вода не цветет и не меняется вообще с 1968 года, хотя долив иногда бывает. Секрет этого в особом освещении и температуре. Иногда бассейн становится… киноплощадкой для съёмок. Например, здесь снимали фильм «Первый после Бога» об Александре Маринеско.
В научно-исследовательском многофункциональном тренажерном комплексе Крыловского центра мы осуществляем самостоятельную проводку ледокола в порт Сабетта. Всё по-настоящему.
Когда ещё нам представится возможность побыть за штурвалом в роли капитанов!
Вместе с нами используют открывшийся потенциал и сотрудники «Крыловского вестника». Они рассказывают, что выпуск газеты был инициирован Владимиром Семёновичем. Знаем, знаем, ещё в бытность свою директором северодвинской «Звёздочки» он всячески развивал информационное сопровождение гиганта судостроения и всегда с уважением относился к газетному слову. Редактор «Вестника» Екатерина Медведева рассказывает об издательском центре, где выпускаются ещё и книги, и брошюры, и вручает нам по несколько экземпляров их печатной продукции – изучайте «крыловские тайны»!
На самом деле Северодвинск и Крыловский центр тесно связаны. Крыловцы приезжают к нам на Север не только в командировки по делам испытуемых кораблей, но и на спортивные соревнования и туристические слёты, посвящённые Дню судостроителя. В августе прошлого года они даже заняли 2-е место (из десяти участвовавших команд).
Чай после длительной прогулки. Заключительные вопросы. Расставание с обещанием дружить.
На память фотографируемся с Натальей Трофимовой у памятника А.Н. Крылову. Уходим с пониманием, что на этой территории сосредоточены мозги отрасли. И подводные лодки испытывают тут.
Ольга Голубцова
Фото автора
Версия для печати