В нынешнем туристическом сезоне вновь популярны путешествия по родной стране, особенно по северной глубинке. В Карелию! Чтобы познакомиться с уникальными местами и пройти дорогой горных мастеров.
Спешим на крыльях «Ласточки». Это скоростной поезд номер 821 с маршрутом следования «Санкт-Петербург-Суоярви», очень удобный переезд до станции Сортавала. Курсирует вне сезонов: и зимой, и летом.
С 1 июня отсюда до горного парка «Рускеала» запущен туристический ретропоезд на паровозной тяге, интерьер которого выполнен в стиле «Николаевского экспресса».
Однако и на машине дорога в Рускеалу завораживающая: пересекает никогда незамерзающую реку Тохмайоки, на которой находится несколько водопадов. Один из них расположен прямо возле трассы, здесь снимали эпизоды из фильма «А зори здесь тихие». Нужно обязательно знать, что на всей территории Северного Приладожья действует режим пограничной зоны, поэтому гуляем даже в глухом лесу всегда с паспортом.
Сколько же молодёжи на маршруте! Сначала я подумала, что едут на какой-нибудь слёт, поинтересовалась, но нет, это разрозненные группы, пропитанные любопытством к яркому и удивительному местечку с поэтичным названием Рускеала. Их влечёт экстрим – всесезонный троллей (zip-line) и спуск в провал. «Полёт над каньоном» надолго остается в памяти, развлечение раньше стоило дешевле, но организаторы, наверное, взвесили вырабатываемый смельчаками в секунды полёта адреналин и увеличили стоимость до 1500 рублей.
Горный парк - единственный в России своего рода комплексный памятник природы и истории горного дела. Итальянский карьер, Большой Мраморный каньон, озеро Монферрана. Удивительные пейзажи: отвесные скалы и деревья, растущие сквозь камень. И совы тут летают, и снегирей, и певчих птиц мы видели. Природа волшебна во всей времена года.
В парке неплохо развита инфраструктура. Организован прокат лодок, а на Белой горе изготавливают сувениры из мрамора. Первые лица республики (например, глава Карелии Артур Парфенчиков), нередко навещают достопримечательность, но ни копейки господдержки владельцы парка не получают. Развитие идёт за счёт интереса публики и первоначальных немалых вложений.
Оранжевая форма у сотрудников сразу наводит на мысль, что название парка связано со цветом воды (здесь она коричневая, даже бурая). Это, собственно, и есть перевод финского слова «рускеала».
Постоянно действуют три экскурсионных маршрута: «Мраморный каньон» протяженностью 1,3 км с обозрением красот карьера сверху, «Подземная Рускеала» - около километра с выходом в пещеру природных сталактитов и рукодельных ледовых скульптур с музыкальной подсветкой, а «Дорогой горных мастеров» гости парка проходят 2,2 км.
В период белых ночей не посмотреть, но в другое время года вдоль дорожек парка по всему каньону в 16 часов включают общую изумительной красоты подсветку.
На меня особое впечатление произвела диковинная «Подземная Рускеала». В целях безопасности всем туристам выдали каски. И не напрасно: на маршруте слышалось постоянное «чирк-чирк», это каски высокорослых гостей ударялись о нависающие скалы.
В силу трудного пути экскурсию проводят мужчины, нас сопровождал Влад, студент из Петербурга, которому нравится здесь подрабатывать в свободное от занятий время.
Мрамор бывшего карьера разных оттенков. Есть цвета белых ночей (голубовато-серого), есть потемнее. Его использовался при строительстве значимых зданий Санкт-Петербурга и дворцовых пригородов. Мрамором, добытым здесь, облицован Исаакиевский собор, выложены полы Казанского собора, изготовлены подоконники Эрмитажа, обрамлены окна Мраморного дворца и фасад Михайловского замка. А во второй половине 20 века подземные залы двух станций петербургского метро - «Приморская» и «Ладожская» - украсили рускеальским мрамором из Итальянского карьера. Сегодня рядом с ним создан парк «Калевала» по мотивам карело-финского эпоса.
На обратном пути гости проходят мимо озера Монферрана, названного в честь архитектора, сооружавшего Исаакиевский собор и дважды сюда приезжавшего.
На почте каждый турист может отправить открытку с видами Мраморного карьера со специальным штампом.
«Фотослужба», как и другие обслуживающие подразделения парка, работает чётко. На фотосессию понадобится всего несколько свободных минут.
Сотрудники с улыбкой фотографируют гостей и без томительного ожидания изготавливают небольшого размера фотографии на память. Бесплатно! Но магнитик с тем же снимком придется купить за деньги (небольшие).
В сувенирной лавке мы долго выбирали подарки на память – широкий ассортимент.
В результате после дегустации местных брендовых продуктов я остановилась на оленьих колбасках и сыре под названием «Сампо». Объясню происхождение бренда. Сампо, согласно карело-финской мифологии – волшебная мельница, символ вечного изобилия. Обладает магической силой и является вечным источником счастья и благополучия, намалывает столько хлеба, соли и денег, что уже и чересчур! Но, честно, мои запасы сыра исчезли очень быстро: домочадцы постарались! У слова есть другие значения: «Сампо» - балет на сюжет из карело-финского поэтического эпоса «Калевала»; «Сампо» - высшая государственная награда Карелии; «Сампо» - премия главы республики деятелям литературы и искусства. Чем больше сампо, тем лучше!
Отдых удался. Однако добавлю несколько капелек желчи в свой восторженный рассказ. Гостиничный сервис на маршруте не такой замечательный, как объекты показа. Отельному сервису ещё предстоит «рвануть в гору». Это я намекаю на название гостевого дома «Царь-гора». Вроде бы считается чуть ли не лучшим в округе. Наш номер никто за 3 дня не убирал.
Позавтракали? Об остальной еде надо позаботиться самим, ближайший магазин в километре. Благодаря нашим молодым предприимчивым соседям-москвичам мы не голодали: шашлыки, макароны по-флотски с костерка.
И изумительные виды с беседки: река, на которой стоит этот скромный отель, именуется Тохмайоки, всего 64 км, но извилистая, с множеством порогов и
крутых поворотов, означает в переводе с финского «бешеная река». Так и есть.
Познакомились мы еще с одним предложением ночлега для туристов. Прямо на территории парка «Рускеала» стоит ободранный кирпичный двухэтажный гараж, с наполовину заколоченными окнами. Непрезентабельное, запущенное здание, но хозяевам удалось втиснуть сюда четыре довольно неплохих гостиничных номера - лучшее расположение для непрестанно прибывающих уставших путников: под рукой все достопримечательности.
Но самым приемлемым вариантом для нас показалась так называемая «финская гостиница». В 2000 году финны, бывшие жители посёлка Рускеала, под руководством старейшины Карло Калеве Кенонен, возродили евангелическо-лютеранский приход. При численности населения в 700 человек, прихожан здесь - 57, действует воскресная школа.
Открыта гостиница с 2-х, 3-х и 4-х местными номерами с завтраком (1200 рублей с человека в сутки). Пастор Кари Мякисало доброжелательно приглашает посмотреть и переводчик Валентина Хехлунд с сестрой Татьяной показывают нам хлопотное хозяйство.
Комнаты не пронумерованы, а названы (на двух языках – финском и русском) в честь растущих на рускеальской земле деревьев и цветов. «Живу в сосне» или, скажем «в можжевельнике», - звучит согласитесь, прикольно и мило?!
Оплатив дополнительно обед и ужин, можно неограниченно питаться на «шведском столе» с карело-финским уклоном.
Есть каминный зал с приспособлениями для мангала, сауна (посещение включено в стоимость). Многие гости летнего музыкального фестиваля «Ruskeala Symphony», который проводится в горном парке ежегодно, останавливаются именно здесь, в чистых аллеях (ой, вернее, коридорах) уютного необычного
дома. Выбор за вами!
Пока рускеальский туристический кластер формируется (первый подобный в Карелии), не будем слишком строги. Но увлекательные экскурсии и маршруты, пользующиеся популярностью, неплохо бы поддерживать безупречным гостиничным сервисом и вышколенными отельерами.
Ольга Голубцова
Фото автора и из архива парка
Версия для печати