Главная > Общество / Фотогалерея > Котлас – это не только динозаврики. Это мощный железнодорожный узел!

Котлас – это не только динозаврики. Это мощный железнодорожный узел!


5-09-2018, 10:52. Разместил: olga
Говорят, «театр начинается с вешалки», а знакомство с любым городом, конечно, с вокзала. Город Котлас на юге Архангельской области – крупнейший железнодорожный узел управления Северной железной дороги (СЖД). Проживает здесь всего78 тысяч человек, но, удивительно, – имеются целых три железнодорожные станции и два пассажирских вокзала.

Котлас – это не только динозаврики. Это мощный железнодорожный узел!
Вокзал-музей

Вокзал на станции Котлас Южный – главный пассажирский вокзал города, один из самых крупных на СЖД. Сто лет назад пассажиров встречало деревянное одноэтажное здание. Новое кирпичное двухэтажное здание вокзала построили в сентябре 1956 года. Одновременно в вокзале могут круглосуточно разместиться 500 пассажиров с поездов дальнего следования и 130 с пригородных. Залы ожидания, включая зал повышенной комфортности, билетные кассы, комнаты длительного отдыха гостиничного типа, комната для пассажиров с детьми, медпункт, кафе, аптека, сувенирные лавки и киоски с товарами в дорогу. Есть большая библиотека, работают краеведческие и художественные выставки, регулярно обновляются выставочные экспозиции, проводятся праздники. Не вокзал, а целый музей!

Котлас – это не только динозаврики. Это мощный железнодорожный узел!
Гостеприимный и ласковый
Новый век вносит свои коррективы в символы города. Котлас не остался в стороне. «Фишки» придумала молодёжь к юбилею, и Котлас превратился в «гостеприимный и ласковый». Рыжий кот с караваем на открытках вызывает искреннюю улыбку туриста, и невольно соглашаешься с современной трактовкой.  

Котлас – это не только динозаврики. Это мощный железнодорожный узел!
Археологические раскопки на месте теперешнего города подтвердили: жили, жили здесь динозавры! Вот почему динозаврица, именованная Котласией, украсила новый сквер. 

Котлас – это не только динозаврики. Это мощный железнодорожный узел!
На высоком берегу реки Северной Двины установили поморскую лодью, а обустроенное пространство назвали "Двинопарк".

Котлас – это не только динозаврики. Это мощный железнодорожный узел!
Но не только модными молодежными трендами увлечены в Котласе. Архитектурный облик города украшают  возрожденные храмы и колокольни.

Котлас – это не только динозаврики. Это мощный железнодорожный узел!
Необыкновенно светлые изнутри церкви не пустуют и в утренний час буднего дня.

Котлас – это не только динозаврики. Это мощный железнодорожный узел!
Вечный труженик железной дороги – паровоз – установлен на пьедестал Привокзальной площади. Котлас мощно развивался в 30-40-е годы прошлого столетия, когда железную магистраль вели через непроходимые болота до Заполярья и проектировали мосты. Исходили из первоочередных нужд страны. И поставленные перед первопроходцами задачи находили неожиданные решения. Для строительства опор мостов через реки Печору и Северную Двину использовали сталь (от так и не построенного Дворца Советов в Москве). 

Котлас – это не только динозаврики. Это мощный железнодорожный узел!
Пассажирское вагонное депо изнутри и снаружи 

С виадука открывается широкая панорама станции.  Целый комплекс современных железнодорожных объектов показал журналистам заместитель начальника СЖД по территориальному управлению Геннадий Юрьевич Полянин.

Котлас – это не только динозаврики. Это мощный железнодорожный узел!
В цехах гулко. Увидеть, как непосредственно идёт покраска и ремонт вагонов, своего рода приключение для несведущего журналиста. Окунулись в профессию! Вагонному депо уже больше 80-ти  лет.  В 1936 году в Котласе открыли вагонный участок для обеспечения ремонта и безопасности движения,  организовали первые пункты технического осмотра вагонов. Непосредственно вагонное депо для ремонта грузовых и пассажирских вагонов было сформировано в 1941 году. В военные годы строилась и создавалась его производственная база. Все трудовые успехи и заслуги увековечены в музее депо, бессменным смотрителем которого является почетный железнодорожник Петр Григорьевич Ефимов. 

Котлас – это не только динозаврики. Это мощный железнодорожный узел!
Сегодня в  вагонном депо ремонтируют пассажирские вагоны для всей Северной железной дороги (за год в цехах предприятия модернизируют более 450 вагонов).  Трудятся здесь 230 человек. Основная профессия – слесарь по ремонту подвижного состава.
Помните, как герои фильма «Джентльмены удачи»  ехали вот в таком отсеке под вагоном? Но в жизни такого быть не могло! 

Котлас – это не только динозаврики. Это мощный железнодорожный узел!
Эти отсеки в поддоне вагона всегда заполнены аккумуляторами. 

Котлас – это не только динозаврики. Это мощный железнодорожный узел!
Множество вопросов после экскурсии по цехам рождается в головах журналистов. Стихийная пресс-конференция, и ответы получены из первых уст!

Котлас – это не только динозаврики. Это мощный железнодорожный узел!
В вагонно-ремонтном бюро заметны и сложные детали, и современные средства диагностики, и надежные выходцы из 19 века… так называемые «башмаки».

Котлас – это не только динозаврики. Это мощный железнодорожный узел!
«Вагонники» оперативно разъясняли нам, отчего и как именно всё динамично крутится и слаженно вертится.
Да, Котлас  –  это не только динозаврики!

Котлас – это не только динозаврики. Это мощный железнодорожный узел!
Управление? Нет, школа-интернат!
В Котласе невозможно не обратить внимания на одно из красивейших в городе, яркий памятник архитектуры, построенный в начале 50-х годов 20 века.  Гордая надпись на фронтоне здания гласит: «Управление Печорской железной дороги».  Так оно и было до 1959 года. Строительство его началось в 1950 году, а работали тут заключённые ГУЛАГа. Это было первое в городе здание с канализацией, водопроводом, паровым отоплением. По широким мраморным лестницам простирались «кремлёвские» дорожки. На стенах висели копии картин известных художников в золочёных рамках. 
 
А в 1960 году в духе времени здание управления Печорской железной дороги решили переделать под школу-интернат. Школы-интернаты тогда рассматривались как «школы будущего». В соответствии с этим было принято специальное решение Совмина СССР.
Сейчас в железнодорожной школе-интернате №1 ОАО «РЖД» в Котласе воспитанники получают дошкольное, неполное и полное общее образование.
 
Дети здесь живут и учатся, участвуют в областных и городских фестивалях, международных выставках и конкурсах, занимая призовые места. Школа-интернат остается уникальным образовательным учреждением.

Котлас – это не только динозаврики. Это мощный железнодорожный узел!
Сегодня здесь 260 учеников. В прошлом году из восьми выпускников пять получили золотые медали, все поступили в железнодорожные вузы. Нынче  
11 выпускников, двое – золотые медалисты. 
 
Старейший преподаватель Лидия Константиновна Стрекаловская (на снимке - справа) рассказывает историю своей семьи: папа - поволжский немец, строил мост, муж тоже здешний, учился в горном институте в Ленинграде. Сама она всю жизнь посвятила воспитанию подрастающего поколения, увлечена психологией и между делом знакомит нас с методиками преодоления напряжения и страха: «Гладьте ладонь от точки до точки».
 
Она вспоминает, как дети прибывали сюда с переездов, полустанков, маленьких станций, где не было школ вообще или только начальные, малокомплектные. Охват станций впечатляющий: Лабытнанги, Воркута, Хановей, Микунь, Урдома, Ярославль, Вологда, Данилов, Коноша, Мудьюга, Няндома, Тундра…  И это были не только дети железнодорожников, но и ребята из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, детских домов. Привозили подростков даже после освобождения из колоний для несовершеннолетних. 

Котлас – это не только динозаврики. Это мощный железнодорожный узел!
В самом начале пути школа была полностью укомплектована: 13 классных комнат, кабинеты физики, химии, биологии, два методических кабинета, швейная, слесарная и столярная мастерские, пионерская комната, библиотека и читальный зал, столовая на 250 посадочных мест. Спортивный зал и 57 спальных комнат, прачечная, гостиная, актовый зал на 400 мест. Для юных спортсменов было приобретено 120 пар лыж, туристическое снаряжение.

Котлас – это не только динозаврики. Это мощный железнодорожный узел!
За 58 лет более трех тысяч выпускников вышли из стен этого учебного заведения, многие из них связали свою судьбу с железной дорогой. Выпускники-юноши 11 класса получают дополнительно к общему образованию профессию слесаря по ремонту подвижного состава. Школа-интернат сотрудничает с Санкт-Петербургским университетом путей сообщения. Естественно, при таких преференциях, сохраняется конкурс на право пройти обучение здесь. Директор школы-интерната Андрей Валерьевич Гудаченко подтверждает, что первоочередное право поступления в школу имеют дети работников ОАО «РЖД».

Котлас – это не только динозаврики. Это мощный железнодорожный узел!
В одном из холлов школы вывешены вокзальные часы и колокол, возвращающий нас в историю железной дороги. Сверяем стрелки и после насыщенного дня отправляемся обратно на котласский вокзал.
 
Перед возвращением в Архангельск в ожидании поезда я еще раз окунулась в далекие события, изучая историческую экспозицию. 
Котлашане гордятся своим земляком, адмиралом Кузнецовым, Героем Советского Союза.  Он был командующим Флотом в предвоенные и боевые годы Великой отечественной войны. Когда в 1940 году Николай Герасимович был назначен наркомом, он приказал создать несколько Школ по подготовке командующего состава для флотов, чтобы хоть как-то компенсировать потери 37-го года.  Это он решил основать Соловецкую школу юнг. По его предложению в праздничный календарь был дополнен Днем Военно-Морского флота в последнее воскресенье июля. Военно-морские силы страны встретили войну в абсолютной готовности. 
 
21 июня в 21.50 он ввел своим приказом состояние флотов в боевую готовность "номер один", а 22 июня в 3.35. под свою личную ответственность перевел в "состояние войны". 
 
Все эти факты закреплены в стендах на втором этаже вокзала. Чувствую себя не просто пассажиром, но и исследователем важных вех минувшей эпохи.  Похвально, что сотрудники вокзала стремятся создать не только комфорт, но и расширяют краеведческие познания, дают почву для размышлений. 

Хочется надеяться, что список легендарных личностей будет пополняться.
 
Впереди перед железнодорожниками новые задачи. Медленно обретает зримые черты идея создания железнодорожной магистрали «Белкомур», предполагающая строительство новых участков железнодорожной инфраструктуры, необходимых для запуска сквозного железнодорожного сообщения по маршруту Архангельск – Сыктывкар – Соликамск (Пермь).
 
И это позволит связать регионы Урала и Сибири с портами Северного бассейна и Балтики. Задачка будущего!

Ольга Голубцова
Фото автора
 
PS. Фоторепортаж подготовлен в рамках подготовки к 150-летию Северной железной дороги. Читайте другие публикации по этой теме:
 
http://belomornews.ru/14681-kurs-na-arktiku-dolgaya-doroga-k-severnomu-shirotnomu-hodu.html
http://belomornews.ru/14724-severnomu-shirotnomu-hodu-byt.html
http://belomornews.ru/14727-poezd-idet-po-raspisaniyu-vsegda.html

Вернуться назад