Главная > Культура / Мир путешествий / Фотогалерея > По Обводному каналу Петербурга

По Обводному каналу Петербурга


7-03-2023, 10:32. Разместил: olga
Трудяга, рукотворный канал был открыт в 1833 году к судоходству и когда-то обозначал край города. Сложнейшее гидротехническое сооружение! Транспортная магистраль! Это не парадный, известный каждому, столичным лоском Петербург. Но важный промышленный пояс длиной 8 километров. Канал берёт начало от Невы у Александро-Невской лавры и впадает в речку Екатерингофка.

По Обводному каналу Петербурга
 
Автор маршрута - Валентина Лелина, один из ведущих специалистов в области истории промышленной архитектуры Петербурга, член Союза архитекторов России и Союза писателей, автор нескольких поэтических книг, талантливый поэт, эссеист, сотрудник архитектурно-реставрационной мастерской «Вега».

По Обводному каналу Петербурга
 
Своеобразным эпиграфом к нашему путешествию стало стихотворение самой Валентины Ивановны.
***

Ночью шел снегопад. И наутро не понял никто,
Что стряслось. Город стал, точно холст, загрунтован —
Ни домов и ни улиц, окошек одних решето
Кое-где по краям — забелен, занесен, окантован.

И на этом холсте можно заново все написать,
Можно столько придумать, чего никогда не бывало:
Имена переставить, и даже судьбу поменять,
И на снежном листе обозначить красиво начало.

Даже дух захватило, что может наделать зима!
Но прошел пешеход и оставил следы, и за ними
Потянулись другие. Тогда проступили дома.
И река. И судьба проступила. И прежнее имя.

Двадцать три моста! Начиная от Шлиссельбурского, заканчивая мостом Степана Разина. Металлические, каменные, железобетонные. Французский. Атаманский. Каретный. Ипподромный. Газовый. Масляный. В названиях отражено первоначальное предназначение сооружения. Американские железнодорожные мосты были слишком низкими, и грузовые машины застревали под их днищем -  снесли, переделали для «Сапсанов» - хуже не стало.

По Обводному каналу Петербурга
 
Валентина Ивановна говорит: «Канал гуманизирован сейчас», да, очеловечен. Вырван из маргинальности, но дух окраинности никуда не уходит. Когда-то граница Петербурга проходила по Фонтанке. Дальше шли уже предместья. Но границы города расширялись. Загородный проспект почему так назван? Территория – «за городом», и здесь был настоящий «загород» с выпасом, дачами и огородами. Затем граница сдвинулась к Обводному каналу, рукотворной рабочей артерии города, по которой баржами всё ввозили и вывозили. Берега облицевали камнем, а гранитная набережная появилась уже в Советский период.

Весь район застраивается промышленными предприятиями, по сухопутной дороге вдоль водного пути шли бечевники/бурлаки, тащили баржи со строительным грузом. Суда, привязанные канатом (бечевой), буксировали и лошадьми.

Много площади вдоль канала выделили военным. Тут стояли Измайловский, Казачий и Семёновский полки. Чтобы проще было запомнить порядок улиц рот Семёновского полка,  придумали присказку, ставшую правилом по запоминанию названий: «Разве можно верить пустым словам барышни» (в других вариантах - балерины). Первая буква каждого слова означала название: Рузовская, Можайская, Верейская, Подольская, Серпуховская, Бронницкая.

Чем дальше едем, тем рассказ экскурсовода становится всё более увлекательным. Памятники. Трубы. Брандмауэры. И о каждом объекте – поэтично, романтично, возвышенно.

По Обводному каналу Петербурга
По Обводному каналу Петербурга
 
Сколько раз проезжала мимо странных круглых кирпичных сооружений, но никогда не задавалась вопросом, а что это такое?! А тут слышу новое для себя определение – газгольдер.  Это объёмная ёмкость для хранения газа, «gas-holder», переводится «резервуар для хранения газообразных веществ. Газ хранили, чтобы потом заправлять уличные фонари.

По Обводному каналу Петербурга
По Обводному каналу Петербурга
 
В Петербурге изначально установили масляные светильники. У Гоголя о таких фонарях есть строчки в «Невском проспекте», наш экскурсовод цитирует: «Далее, ради Бога, далее от фонаря! И скорее, сколько можно скорее, проходите мимо. Это счастье еще, если отделаетесь тем, что он зальет щегольской сюртук ваш вонючим маслом».

По Обводному каналу Петербурга
 
Ещё «кормили» фонари спирто-скипидарной смесью. Затем керосиновые фонари заменили газовыми, и пользовались вплоть до появления электрических. Вместе с газом на улицы Петербурга пришёл белый космический свет. Тут уместно вспомнить стихи Блока. А мы входим в газгольдер, превращённый ныне в арт-пространство, любуемся сводами. Во втором газгольдере  под куполом уникального старинного строения диаметром 37 метров открыт самый большой в мире планетарий.

По Обводному каналу Петербурга
По Обводному каналу Петербурга

На нашем маршруте возникали всё новые и новые точки исторического притяжения – элеваторы, электростанции, бумагопрядильная мануфактура, «Казённый очистной винный склад». Сознательно умалчиваю о «знаменитостях» Обводного канала – Балтийском и Варшавском вокзалах, Фрунзенском универмаге – эти подробности надо услышать от автора экскурсии!

Далее – фабрика «Красный треугольник» - захватывающая история Российско-американской резиновой мануфактуры и бесславный конец – предприятие загублено, калоши не купить, и когда отреставрируют хотя бы разрушающиеся с каждым годом фасады и как – пока непонятно. Печально, целый слой памяти уходит с изменением предназначения…

По Обводному каналу Петербурга
По Обводному каналу Петербурга
По Обводному каналу Петербурга
 
Завершаем путешествие у бывшей солодовни. Валентина Ивановна «вкусно» рассказывает, как проращивали отростки «размером на величину пчелиной лапки», удаляя таким образом белок. Кажется, нам пора в кофейню перекусить и там задать накопившиеся вопросы нашему проводнику в мир Обводного канала!

По Обводному каналу Петербурга
 
У Валентины Ивановны Лелиной есть ещё несколько авторских маршрутов - по Фонтанке,  Коломне, по проспекту Обуховской обороны (бывшая Архангелогородская дорога). Эти открытия у нас впереди. А те читатели, кто заинтересовался, могут написать экскурсоводу напрямую и договориться о путешествии: lelina57@mail.ru.

Ольга Голубцова
Фото автора

Вернуться назад