Новости О проекте Обратная связь  

• Общество • Культура • Отдых
• Образование • Политика • Право
• Статистика • Экономика • Финансы
• Бизнес • Наука • Коммуникации
• Транспорт • Медицина • Спорт • Благотворительность

  Реклама Поиск по сайту Фотогалерея Видеоархив

НОВОСТЬ ДНЯ:

Крым: ФОРТУНА в «Новом Свете»! Отдых в высокий сезон 


Главная тема

29 июля на площади у Центрального универмага состоится праздник «Город для всех»


29 июля на площади у Центрального универмага состоится праздник «Город для всех»Праздник посвящён дню рождения Северодвинска. Организаторы готовят насыщенную программу, которая позволит каждому гостю почувствовать себя частью события!

 

» Архив

 

 

 


 

Мир путешествий

Тропа Голицына: прекрасная и экстремальная


Тропа Голицына: прекрасная и экстремальнаяПрогулка по Тропе Голицына стала самым экстремальным приключением во время отдыха в крымском поселке Новый Свет.

 

» Архив

 

Эксклюзивно

Есть замечательное предложение – отправиться в «Новый Свет»


Есть замечательное предложение – отправиться в «Новый Свет»Здесь можно любоваться изумительной красотой зелёной бухты и дышать целебным можжевеловым воздухом. 

 

» Архив

Постскриптум

Прайс-лист на услуги "Модерн-Медиа"


Прайс-лист на услуги "Модерн-Медиа"Опубликован прайс-лист на услуги "Модерн-Медиа".

 

» Архив

Гороскоп

с 24 по 30 июля 2017 года



 

» Архив

Северодвинскую субмарину утопили «быстрые доллары»?

Северодвинскую субмарину утопили «быстрые доллары»?Научно-исследовательское судно «Иван Петров» в Баренцевом море обследовало район затопления атомной подводной лодки «К-159». Она погибла ровно 11 лет назад, 30 августа 2003 года, вблизи острова Кильдин, во время буксировки из бухты Гремиха для утилизации на заводе «Нерпа» в Снежногорске.

Виновные в гибели К-159 вроде бы давно названы. Но в свете последних событий, отбросив ложный такт и уже не боясь обид с «той» стороны, можно констатировать: косвенная вина лежит и на странах Запада.

В экспедиции судна «Иван Петров» приняли участие исследователи из НПО «Тайфун», НИЦ «Курчатовский институт», ГНЦ «Южморгеология», Норвежского агентства по радиационной защите, Норвежского института морских исследований, а также наблюдатели из Минобороны России и Международного агентства по атомной энергии.

Не считайте, что автор этих строк пытается как бы сшить «белыми нитками» события из разных сфер. Скоро вы убедитесь, что это не так. ИА «Двина-Информ» в былые годы уже как-то обращалась к гибели этой атомарины, но тогда было как-то неудобно, нетактично, нетолерантно озвучивать то, о чем говорили практически все участники судебного процесса над командующим Северного флота адмиралом Геннадием Сучковым (мир праху!), которого тогда сняли с должности и пытались посадить именно за гибель «К-159». Сейчас то чего уж, маски сброшены -- все уже признали, что Вторая холодная война уже идет вовсю, чего уж тут нынче кокетничать и «делать вид»… Получайте!

Со времени тех событий на многочисленных военно-морских интернет-форумах моряки (и не только) до сих пор обсуждают, что подлодку «К-159» в числе прочего тогда погубила безалаберная спешка из-за желания получить «быстрые доллары» — Запад тогда очень хорошо платил за то, чтобы Россия поскорее «распилила» свой атомный флот.

В начале 2000-х в адрес России неожиданно потекли значительные средства зарубежных стран, как бы желающих помочь России в области ядерного нераспространения и решении экологических проблем. Кстати, некоторые эксперты говорят, что такую щедрость Запад проявил после трагедии АПЛ «Курск». Это говорит о многом — выводы делайте сами, какие хотите… Впрочем, и о сокровенных нюансах гибели «Курска» ИА «Двина-Информ» писалов свое время очень подробно, достаточно набрать соответствующую тему на кнопке Суть темы: «Курск» потопила чужая субмарина, со всеми вытекающими…

Так или иначе, аккурат после гибели «Курска» пять иностранных государств совместно собрали более 200 миллионов долларов на усилия России по утилизации выведенных из эксплуатации нестратегических подводных лодок и экологической реабилитации некоторых наиболее радиоактивно загрязненных территорий на Северо-Западе России.

«Где-то там, наверху», предвкушая скорое получение международного финансирования, приняли решение срочно перевести на буксире все 16 находящихся в «отстое» ржавых АПЛ из почти бездействующей военно-морской базы в Гремихе (также называемой Иоканьга), расположенной на восточном побережье Кольского полуострова, на судоремонтные заводы для утилизации.

В соответствии с наспех сколоченным планом за летнюю навигацию с апреля по октябрь 2003 года Северный флот должен был перегнать из Гремихи аж 16 древних атомных субмарин, давным-давно выведенных из боевого состава флота. «К-159» стала 13-й (роковая цифра) лодкой, которую переводили к месту утилизации.

Так вот, многие из тех, кто «в курсе», утверждают, что именно немалые деньги, выделенные Западом на утилизацию АПЛ, и стали первопричиной дикой, авральной, безумной спешки в подготовке к буксировке «К-159». Ну, а все остальное, конечно — только наша российская безалаберность, куда уж без нее…

«Как могли догадаться буксировать такую проржавевшую насквозь махину в 3,5 тысячи тонн на понтонах изготовления 40-х годов прошлого века, уму непостижимо, -- рассказал в интервью ИА «Двина-Информ»капитан I ранга в отставке, бывший старший помощник командира однотипной с «К-159» атомной подлодки Николай Иванович Чмарук. -- Это очевидная глупость. Лодку надо было заварить наглухо — как говорят моряки, законвертовать, тогда ее транспортировка стала бы более безопасной. Но – спешили дико, как раз должен был прийти очередной транш на утилизацию. Начали бы буксировать позже – лишились бы кучи долларов. Списанная аварийная субмарина шла на буксире, прикрепленная тросами к четырем судоподъемным понтонам. Тросы, которыми подводная лодка крепилась к дырявым, но все же хоть пока остающимся на плаву понтонам, оборвались. Экономили на всем и жутко торопились».

При аварии погибло девять человек «перегонного» экипажа, спасся лишь один старший лейтенант Максим Цибульский. Тела двоих погибших были найдены, остальные канули в бездну… Советскую атомную подводную лодку проекта 627А «Кит», заводской номер 289, оперативно-тактический номер «К-159», конечно, надеждой и опорой российского ВМФ не назовешь. Просто — рабочая лошадка холодной войны.

Она была заложена на северодвинском Севмашпредприятии более полвека назад, в августе 1962-го. Всего с момента спуска на воду ПЛА «К-159» совершила девять боевых служб, прошла 212618 морских миль за 25364 ходовых часов. Не самое героическое прошлое, но и не самое бесполезное. Прежде чем затонуть на глубине 248 метров, свой вклад в дело холодной войны подлодка все-таки внесла.

В 1989 году лодка была окончательно выведена из эксплуатации — и после этого аж 14 долгих лет буквально ржавела на плаву у «отстойного» пирса в пункте временного хранения, дожидаясь решения своей судьбы. Ядерное топливо из реакторов атомарины, а также турбинное масло и дизельное топливо были выгружены, поэтому особой опасности для экологии региона она не представляла.

Когда-то ИА «Двина-Информ» подробно описывала нюансы той аварии. Вспоминаю, как коллеги-журналисты из изданий Кольского полуострова передали нам серию снимков, сделанных буквально за сутки до начала той трагической буксировки. Картинка, прямо скажем, страшная: в некоторых местах легкий корпус субмарины проржавел до толщины фольги. Автор этих строк, долгие годы служивший на атомном флоте, пришел тогда в ужас: судя по тем фотографиям, подтоплен был и сам корпус лодки, и четыре очень сомнительных понтона, которые якобы должны были удерживать его на плаву во время буксировки. Позже эти же снимки будут приобщены уголовному делу, которое возбудили по факту гибели «К-159».

Выяснилось, что десять военных моряков, которые находились на борту «К-159» во время буксировки, сами по себе достаточно грамотные и профессиональные, были наспех набраны из разных экипажей, плохо знали друг друга. Как рассказывали мои знакомые моряки из Гремихи, по этой отдаленной заполярной базе был брошен клич: ау, народ, кому в Мурманск надо? Бесплатно, через трое суток там будете! Желающие нашлись… Увы, отработка по борьбе за живучесть ввиду скоротечности подготовки к буксировке тоже была проведена не в полном объеме. Надо было быстрее…

И в заключение. 9 сентября в конференц-зале Северного УГМС в Архангельске состоится пресс-конференция, посвященная итогам международной российско-норвежской экспедиции на научно-исследовательском судне «Иван Петров» по обследованию районов затопления радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива. Тогда и узнаем в числе прочего, насколько опасна для экологии региона «К-159», лежащая на глубине 248 метров. До Норвегии от места ее гибели, кстати, рукой подать…

Конечно, нет сомнений, что ученые-экологи с «Ивана Петрова» все разведали, как есть. Кстати, Норвегия, тоже зачем-то присоединившаяся к санкциям Запада против России, заинтересована в получении истинных результатов в первую очередь.

Ученые-экологи свое дело сделали профессионально, чего уж там. Но вот историков, политиков, чиновников на борту «Ивана Петрова» нет. А жаль. Иногда исторические факты и политические доводы могут быть куда убийственнее, чем результаты экологических исследований…

Андрей Михайлов



Версия для печати

 

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 3 дней со дня публикации.



On line






Афиша

к/к "Родина": Планета обезьян: Война


к/к "Родина": Планета обезьян: ВойнаЦезарь, который не хочет войны между обезьянами и людьми, пытается не допустить дальнейшего развития конфликта, но теряет жену и сына и отныне жаждет мести. Люди по-прежнему видят в обезьянах своих врагов, всеми силами пытаются их уничтожить и не замечают, что настоящая беда надвигается совсем с другой стороны.

 

» Архив

 

 

Сайт недели

Идеи для отдыха и туризма: Крым, Новый Свет


Идеи для отдыха и туризма: Крым, Новый СветНовый сайт chernomornews.ru предоставляет читателям много полезной информации о крымских достопримечательностях, которые находятся на южном берегу полуострова.

 

» Архив

 

Окно в Архангельск

Окно в Архангельск. Особое чувство покоя и красоты


Окно в Архангельск. Особое чувство покоя и красотыВ нашей рубрике «Окно в Архангельск» мы продолжаем рассказывать об иностранцах, которые побывали в Столице Севера в течение последних 30-ти лет, и об их впечатлениях. Все наши гости отвечают на одни и те же вопросы, но это только добавляет интриги и ярких открытий нашей новой серии.

 

» Архив

Copyright © 2015-OOО "Модерн-Медиа"
При использовании любого материала с данного сайта ссылка на ИС "Модерн-Медиа" (www.belomornews.ru) обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте. Материалы сайта предназначены для лиц старше 18 лет (18+).