Новости О проекте Обратная связь  

• Общество • Культура • Отдых
• Образование • Политика • Право
• Статистика • Экономика • Финансы
• Бизнес • Наука • Коммуникации
• Транспорт • Медицина • Спорт • Благотворительность

  Реклама Поиск по сайту Фотогалерея Видеоархив

НОВОСТЬ ДНЯ:

Крым: ФОРТУНА в «Новом Свете»! Отдых в высокий сезон 


Главная тема

29 июля на площади у Центрального универмага состоится праздник «Город для всех»


29 июля на площади у Центрального универмага состоится праздник «Город для всех»Праздник посвящён дню рождения Северодвинска. Организаторы готовят насыщенную программу, которая позволит каждому гостю почувствовать себя частью события!

 

» Архив

 

 

 


 

Мир путешествий

Тропа Голицына: прекрасная и экстремальная


Тропа Голицына: прекрасная и экстремальнаяПрогулка по Тропе Голицына стала самым экстремальным приключением во время отдыха в крымском поселке Новый Свет.

 

» Архив

 

Эксклюзивно

Есть замечательное предложение – отправиться в «Новый Свет»


Есть замечательное предложение – отправиться в «Новый Свет»Здесь можно любоваться изумительной красотой зелёной бухты и дышать целебным можжевеловым воздухом. 

 

» Архив

Постскриптум

Прайс-лист на услуги "Модерн-Медиа"


Прайс-лист на услуги "Модерн-Медиа"Опубликован прайс-лист на услуги "Модерн-Медиа".

 

» Архив

Гороскоп

с 24 по 30 июля 2017 года



 

» Архив

70 лет назад был подписан акт сдачи Военно-морскому флоту СССР первого корабля

70 лет назад был подписан акт сдачи Военно-морскому флоту СССР первого корабляВсе знают, что знаменитый северодвинский Севмаш – главный строитель советского и российского атомного подводного флота. Однако теперь уже как-то, увы, подзабылось, что самой первой боевой единицей, введенной в строй флота, была не подводная лодка, а надводный корабль. Ровно 70 лет назад, 15 мая 1944 года, был подписан акт сдачи Военно-морскому флоту СССР самого первого корабля, полностью построенного на заводе № 402. 
 
Это был большой морской охотник проекта 122А «Штурман». Об этой часто незаслуженно упускаемой из виду, но от этого не ставшей менее славной странице крупнейшего предприятия Архангельской области и пойдет сегодня речь.
 
Официальной датой начала производственной деятельности Севмашпредприятия считается 21 декабря 1939 года — день закладки на стапеле первого корабля, линкора С-102 «Советская Белоруссия» по проекту 23. Всего на заводе «Севмаш» с момента его основания построено 45 боевых надводных кораблей (23 морских охотника, 20 эсминцев и 2 лёгких крейсера), 35 дизель-электрических и 128 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами подводных лодок (38 первого поколения, 63 — второго и 27 — третьего). Сейчас в Северодвинске строятся новейшие российские атомные подводные ракетоносцы четвертого поколения по проекту885 «Ясень» и стратегические подводные ракетоносцы проекта 955 «Борей».
 
Но всю эту историю Севмаша, в суровые военные времена завода 402, открывали все-таки другие корабли -- большие охотники за подводными лодками проекта 122А. Корабли этого проекта строились в СССР с 1940 по 1946 годы. В 1940-1943 годах строилась  I серия проекта (на заводе № 340), а в 1942—1946 годах II серия (на заводе № 402 и заводе № 199). Как гласят исторические первоисточники, всего было построено 38 кораблей этой модификации. 
Служили они по корабельным меркам недолго – в 50-е и начало 60-х годов прошлого века они были выведены из состава ВМФ и по большей части утилизированы. Правда, пять единиц больших охотников проекта 122А, если опять же верить историкам, служили в военном флоте Китая аж до середины 60-х: китайские морячки были настолько бережливы и аккуратны, так берегли имущество, что эти кораблики стали как бы долгожителями.
 
Интересны названия кораблей серии, построенных на Севмаше. Имен тех, кто их так называл, история не сохранила. Но явно человек (или люди), давшие такие имена вновь построенным кораблям во время Великой Отечественной, любили не только корабельное железо, но и корабельные специальности. Итак, первый большой охотник за подлодками, который и был сдан флоту 70 лет назад, назывался «Штурман».
 
Следующие названия кораблей серии (по датам сдачи их флоту): «Рулевой», «Кировец», «Механик», «Машинист», «Моторист», «Турбинист», «Электрик», «Трюмный», «Инженер», «Кочегар», «Лётчик», «Пилот», «Техник», «Стрелок», «Химик», «Строевой». После войны корабли этой серии стали называться просто БО – большой охотник – с соответствующими тактическими номерами. В 1950-е годы некоторые из кораблей этого проекта были переданы в ДОСААФ, Минрыбхоз и другие гражданские ведомства. И, естественно, сослужили неплохую службу в СССР. А некоторые БО проекта 122А были переданы иностранным друзьям, как тогда их называли – в ВМС Болгарии и Китая.
 
Ярких героических эпизодов на долю этих кораблей в войну так и не выпало. В истории Великой Отечественной им досталась роль скромных, неказистых трудяг, которые старательно служили, как могли. Как правило, новые корабли проекта 122А доверяли командирам, уже имевшим боевой опыт. Например, известному на Северном флоте капитан-лейтенанту Н.К.Голубенцеву, принявшему «Летчик», и кавалеру ордена Красного Знамени капитан-лейтенанту Л.Т.Майстренко, принявшему «Пилот».
 
На Северном флоте большие охотники занимались будничной военной работой, а ее хватало. Осваивать новые корабли, район плавания, благоустраиваться в базах было некогда, и это зачастую сказывалось на боевой службе. В связи с активизацией боевых действий вражеских подлодок в Заполярье командование СФ усилило оборону морских коммуникаций. Были созданы Иоканьгская и Карская военно-морские базы, где базировалось несколько БО северодвинской, точнее, тогда еще молотовской постройки. 

Вообще строительство больших охотников проекта 122А в Молотовске было настоящим подвигом – трудовым. Только-только сделанный проект корабля нужно было воплотить  в железе в кратчайшие сроки в только что возведенных цехах. Шла война, флоту нужны были боевые единицы. Особо как бы «подтолкнули» к ускорению строительство противолодочных охотников начавшиеся поставки по ленд-лизу из стран-союзников по антигиллеровской коалиции.  
 
Приказ по НКСП № 260 от 14 августа 1941 года молотовскому заводу № 402 дал план строительства 16 БО проекта 122А. А ленд-лиз начался уже через две недели… Первые чер­тежи БО начали поступать из горьковского ЦКБ-51 уже в августе того же года. Однако строительство охотников налаживалось крайне медленно. Непрерывное изменение судостроительной программы лихорадило еще не вставший на ноги завод. 
 
К тому же вскоре выяснилось, что на предприятии нет опытных сварщиков для работы с тонколистовой (3-4 мм) сталью, да и сама возможность выполнения качественной сварки на открытых стапелях в зимних условиях вызывала сомнения. Кроме того, чтобы исключить задержки с поставками металла, завод предложил применить для корпусов строящихся охотников сталь, предназначенную для эсминцев, строительство которых уже не велось. Поскольку эта сталь относилась к классу плохо свариваемых, то возникла необходимость перехода на клепаную конструкцию обшивки.
 
В истории судостроительной отрасли России навсегда останутся имена строителей проекта А.Л. Константинова и Н.В. Гавриленко, но, увы, имена сотен простых рабочих, которых из-за важности государственного задания не призвали в действующую армию, не сохранились…
 
По материалам ИА «Двина-Информ» 



Версия для печати

 

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 3 дней со дня публикации.



On line






Афиша

к/к "Родина": Планета обезьян: Война


к/к "Родина": Планета обезьян: ВойнаЦезарь, который не хочет войны между обезьянами и людьми, пытается не допустить дальнейшего развития конфликта, но теряет жену и сына и отныне жаждет мести. Люди по-прежнему видят в обезьянах своих врагов, всеми силами пытаются их уничтожить и не замечают, что настоящая беда надвигается совсем с другой стороны.

 

» Архив

 

 

Сайт недели

Идеи для отдыха и туризма: Крым, Новый Свет


Идеи для отдыха и туризма: Крым, Новый СветНовый сайт chernomornews.ru предоставляет читателям много полезной информации о крымских достопримечательностях, которые находятся на южном берегу полуострова.

 

» Архив

 

Окно в Архангельск

Окно в Архангельск. Особое чувство покоя и красоты


Окно в Архангельск. Особое чувство покоя и красотыВ нашей рубрике «Окно в Архангельск» мы продолжаем рассказывать об иностранцах, которые побывали в Столице Севера в течение последних 30-ти лет, и об их впечатлениях. Все наши гости отвечают на одни и те же вопросы, но это только добавляет интриги и ярких открытий нашей новой серии.

 

» Архив

Copyright © 2015-OOО "Модерн-Медиа"
При использовании любого материала с данного сайта ссылка на ИС "Модерн-Медиа" (www.belomornews.ru) обязательна.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов статей, опубликованных на сайте. Материалы сайта предназначены для лиц старше 18 лет (18+).